Административный арест нельзя применять к несовершеннолетним

Статья 3.9. Административный арест


В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении».

По смыслу п. «а», «е» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.

20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с послед.

изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Судебная практика по статье 3.9 КоАП Постановление ЕСПЧ от 25.07.2017 62.

Согласно статье 3.9 КоАП административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и лицам иных категорий.

КоАП РФ Статья 27.3. Административное задержание

10 введен Федеральным от 03.06.2006 N 78-ФЗ, в ред.

Федеральных законов от 02.10.2007 , от 06.12.2011 , от 07.12.2011 , от 08.06.2012 , от 28.07.2012 , от 08.03.2015 , от 30.10.2017 )(см.

текст в предыдущей редакции)11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.(п. 11 введен Федеральным от 29.07.2018 N 235-ФЗ)2.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные .4.1.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.(часть 4.1 введена Федеральным от 04.12.2006 N 203-ФЗ, в ред.

Федерального от 03.02.2014 N 7-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)4.2.

Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних

В соответствии со статьей 2.3.

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности: 1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности: 1) дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст.23.2 КоАП РФ).

В случаях совершения несовершеннолетним правонарушения в области дорожного движения (гл.

12КоАП РФ), а также правонарушений, предусмотренныхст. 11.18КоАП РФ, дела указанной категории могут быть рассмотрены комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав лишь постольку, поскольку орган или должностное лицо передает (в установленном порядке) дело об административном правонарушении указанным комиссиям. 2) при совершении правонарушения, связанного с распитием пива, напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной, спиртосодержащей продукции, потреблением наркотических, психотропных, одурманивающих веществ, в возрасте до шестнадцати лет, ответственность за действия несовершеннолетнего несут его законные представители.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст.32.2 КоАП РФ).

Кроме того, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим возраста 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9КоАП РФ). 4) Часть 2 ст. 2.3. КоАП РФ предусматривает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

5) несовершеннолетие является обстоятельством смягчающим административную ответственность (п. 4 ч. 1 ст. 4.2КоАП РФ). Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе. Порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях несовершеннолетних аналогичен с рассмотрением дела совершеннолетних, однако, включает в себя ряд особенностей. Так, материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии.

Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям. При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления.

В рассмотрении дела участвует прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого. Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений.

На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений. На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения

  • 15.01.2021

Административный арест несовершеннолетнего

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В данной статье рассмотрен порядок привлечения к административной ответственности несовершеннолетних лиц.

Действующий Кодекс об административных правонарушениях предусматривает 10 мер наказания для привлеченных к административной ответственности. Из них к несовершеннолетним могут быть применены все виды, кроме административного ареста.

Однако на практике к несовершеннолетним чаще всего применяются такие виды наказания, как предупреждение и штраф. Разобраны особенности привлечения и основные виды наказаний административной ответственности для несовершеннолетних. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:- к несовершеннолетним не может применяться административный арест (ч.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:- к несовершеннолетним не может применяться административный арест (ч.

2 ст. 3.9 КоАП РФ); Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2012 г. 25981

Административный арест женщинам

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Еще одним вопросом в данном блоке является дифференциация наказания в виде административного ареста для мужчин и женщин , который во многом раскрывает истинные мотивы, лежащие в основе решений Конституционного Суда в сфере пенитенциарной политики. Согласно части второй статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение административного ареста запрещено по отношению к ряду категорий граждан, включая в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Примечательно, что данное исключение по буквальному смыслу нормы не применяется к мужчинам, находящимся в аналогичной ситуации. Конституционный Суд при этом не усматривает нарушающего статью 19 Конституции обращения в зависимости от пола лица, привлекаемого к ответственности. При этом он прямо распространяет правовую позицию о необходимости учета в уголовном законе социальных и физиологических особенностей различных категорий лиц, сформулированную в отношении запрета назначения женщинам пожизненного лишения свободы, на ситуацию запрета назначения административного ареста женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (абзацы первый и второй пункта 2.2 Определения от 13 июня 2006 года N 195-О).

При этом он прямо распространяет правовую позицию о необходимости учета в уголовном законе социальных и физиологических особенностей различных категорий лиц, сформулированную в отношении запрета назначения женщинам пожизненного лишения свободы, на ситуацию запрета назначения административного ареста женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (абзацы первый и второй пункта 2.2 Определения от 13 июня 2006 года N 195-О).

Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что Конституционный Суд апеллирует к возможности учета судами при выборе административного наказания факта самостоятельного воспитания отцом детей в возрасте до 14 лет.

Такая логика означает, что при принятии решения Суд фактически руководствовался предположением о преимущественной роли матери в воспитании и уходе за детьми. В связи с этим оправдание различия в обращении при назначении административного ареста наиболее ярко отражает влияние стереотипа о гендерных ролях и его серьезное влияние на принятие решений по вопросам о дискриминации по признаку пола в уголовно-правовой и уголовно-исполнительной сферах.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Исключение составляют лица, к которым не может быть применен административный арест.

Это, в частности, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, лица, не достигшие возраста 18 лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения. К ним применяется административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

(ч. 2 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.8, ч.

2 ст. 3.9 КоАП РФ). Конституционный Суд указал, что должностные лица, уполномоченные осуществлять административное задержание, должны учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает применять административный арест к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (часть 2 статьи 3.9). 2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

КС: Мужчине не может быть назначен административный арест, если его ребенок останется без присмотра

В по делу «Маркин против России» Большая Палата ЕСПЧ отметила, что «признавая различия, которые могут существовать во взаимоотношениях матери и отца с ребенком, Суд приходит к выводу, что в контексте роли заботы о ребенке … женщины и мужчины находятся в одинаковом положении», а значит, находятся в аналогичной ситуации по смыслу ст.

14 Конвенции. Следовательно, для законности различия в обращении такое различие должно иметь разумное и оправданное основание.

Владимир Милов посчитал, что различие в обращении, предусмотренное ч. 2 ст. 3.9 КоАП, которым определяется невозможность назначения административного ареста лишь матери, воспитывающей ребенка до 14 лет, является искусственным, не основано на объективных характеристиках, не является объективно оправданным, обоснованным и не преследует конституционно значимые цели.

«Такое исключение, связанное только с полом родителя, игнорирует равноценную по значимости роль отца в жизни и воспитании ребенка, его равные права и обязанности по заботе о нем. Вводимое оспариваемым законоположением различие фактически основано на ложном и стереотипном представлении о том, что во всех семьях преимущественную функцию заботы о ребенке осуществляет и должна осуществлять именно мать, и не позволяет учесть реальные обстоятельства, в которых живут разные семьи в Российской Федерации», – отмечалось в жалобе.

Заявитель отметил, что в № 195-О от 13 июня 2006 г. относительно положений ч. 2 ст. 3.9 КоАП Конституционный Суд указал: «такое регулирование, установленное законодателем исходя из конституционно значимых целей и самостоятельных конституционно защищаемых ценностей, основой которых в отношении оспариваемой нормы является охрана государством здоровья и социального благополучия именно женщины-матери (по совокупности физиологических и нравственно-психологических факторов), не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права и свободы иных категорий граждан, не перечисленных в ч.

Рекомендуем прочесть:  Справка о неполучении дохода

2 ст. 3.9 КоАП Российской Федерации».

Как вас будут задерживать, допрашивать и судить, если вы несовершеннолетний

Однако есть особенности.

Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения.

Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.).

Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок. Процент успешного завершения дел (прекращения производства) в КДН существенно выше, чем в обычных судах — особенно применительно к тем, кто не участвовал в акции, а проходил мимо.

Также КДН тщательнее проверяет наличие процессуальных недочетов и ошибок в протоколе — так что не поленитесь ознакомиться с делом и поискать таковые (см. подробнее в «»). Одно из ключевых отличий: в КДН дела рассматриваются коллегиально.

В составе комиссии не менее трех, но не более 12 человек.

Заседание КДН правомочно, если в нем приняло участие не менее половины членов комиссии.

Председателем заседания должен быть председатель или заместитель председателя КДН. Кроме того, обязательно должен быть избран секретарь заседания. Поскольку КДН — коллегиальный орган, во время заседания протокол.

Это делает секретарь комиссии.

В протоколе указываются:

  1. сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке
  2. дата и место рассмотрения дела
  3. событие административного правонарушения
  4. объяснения, показания, пояснения и заключения лиц, участвующих в рассмотрении дела
  5. документы, исследованные при рассмотрении.
  6. наименование и состав КДН
  7. отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения

Протокол о рассмотрении дела подписывают председательствующий в заседании и секретарь. Мы рекомендуем обязательно получить заверенную копию протокола после заседания. Несовершеннолетние вправе иметь защитника, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства и так далее.

Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, — влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. 3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, — влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних,

Прокуратура Дорогобужского района

; — уничтожение цветов на газонах, клумбах, цветниках, а также других зеленых насаждений (деревьев, кустарников, иных многолетних растительных культур) на территориях общего пользования в городах и иных населенных пунктах без соответствующего разрешения уполномоченного его выдавать органа или должностного лица (ст. 20 областного закона

«Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»

); — загрязнение территорий городов и других населенных пунктов бытовыми отходами (ст. 21 областного закона

«Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»

); — приобретение крепких спиртных напитков домашней выработки (ст.

26 областного закона

«Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»

); — нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время с 22.00 до 06.00 (ст. 27 областного закона

«Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»

); — нарушение общепринятых норм нравственности, выразившееся в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах, подъездах жилых домов и в иных не отведенных для этого местах (ст.

30.1 областного закона

«Об административных правонарушениях на территории Смоленской области»

) и др. Кроме того, ст. 31 указанного областного закона установлена административная ответственность родителей (лиц, их заменяющих) за пребывание на улице и в других общественных местах несовершеннолетних в возрасте до 16 лет с 22.00 до 6.00 часов без родителей (лиц, их заменяющих).

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении лица, не достигшего 18 лет, и назначении ему наказания учитывается требование п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которому совершение административного правонарушения в несовершеннолетнем возрасте признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и учитывается при назначении подростку административного наказания.

К подросткам, как правило, применяются виды наказаний: предупреждение и штраф (взыскивается с виновного, но в силу ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей)

Статья 14. Задержание

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным Российской Федерации или настоящей статьей, имеет право на один телефонный разговор в присутствии сотрудника полиции в целях уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица о своем задержании и месте нахождения.

Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.(часть 7 в ред.

Федерального от 06.02.2020 N 12-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)8.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.10.

О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в , , , , , настоящей статьи.12.

Полиция принимает при необходимости по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.13.

В полиции в , определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию.

Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника (родственника) или близкого лица задержанного лица.(в ред.