Государственная регистрация прав на землю и сделок с землей

Регистрация права собственности на земельный участок


Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  1. 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  2. 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  3. Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.
  4. 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются: 1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления; 2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением; 3) наличие акта судебных органов о приостановлении; 4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий; 5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора). Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст.

20 Федеральным законом «О государственной

Порядок государственной регистрации прав на землю и сделок с ней

Он представляет собой основной регистрационный документ, в который внесены все соответствующие записи по установленной системе для всей территории Российской Федерации. Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество включает в себя информацию о продолжающихся и прекратившихся правах на земельные участки, а также иные объекты недвижимого имущества; об объектах и правообладателях. Важной частью Реестра являются дела, которые содержат в себе правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которые создаются для каждого регистрационного объекта, а также учетные книги документов с определенной информацией в них.

В учетной книге указаны данные документов о недвижимом имуществе, принятых на государственную регистрацию; данные правообладателей; регистрируемых правах, заявителях, свидетельствах о регистрации прав, выписках и справках из Реестра, а также иных документах, относящихся к регистрации.

В состав Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество входят разделы, которые содержат записи о каждом объекте недвижимого имущества, в частности земельный участок. Разделы ЕГРП расположены в следующей последовательности:

  1. Раздел 3 – квартиры, помещения и другие объекты, которые входят в состав зданий, строений, сооружений.
  2. Раздел 1 – данные о земельном участке;
  3. Раздел 2 – сведения о зданиях, строениях, сооружениях недвижимого имущества, которые находятся на земельном участке и непосредственно связаны с землей;

В каждый раздел ЕГРП входит три подраздела:

  1. Подраздел 1.2 включает в себя запись о праве собственности и других вещных правах на объект, подлежащий регистрации, запись об имени правообладателя, адресе, виде права, размере доли, реквизитах правоустанавливающих документов, дате внесения записи, имени регистратора и его подпись.
  2. Подраздел 1.1 содержит в себе краткое описание земельного участка, в отношении которого осуществляется процесс государственной регистрации – кадастровый номер, местоположение, фактическая площадь согласно кадастрового плана, его целевое назначение.

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок?

Для оформления права собственности на земельный участок, который был предоставлен до введения Земельного кодекса РФ, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, а также, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на этот земельный участок, право, на котором предоставлен земельный участок, не указано или невозможно определить вид этого права, необходим один из следующих документов: — акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления; — акт (свидетельство) о праве гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти; — выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданная органом местного самоуправления, необходима в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства; — иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

Если гражданину перешло по наследству здание, строение или сооружение, расположенное на земельном участке, то для регистрации права собственности на землю в качестве основания вместо документов, устанавливающих или удостоверяющих право, могут быть предоставлены: — свидетельство о праве на наследство или иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на это здание (строение) или сооружение; — один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок. Государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок в таких случаях составляет 350 рублей.

Управление Росреестра по Ростовской области напоминает, что в случае, если право собственности гражданина на здание (строение) или сооружение было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, предоставлять свидетельство о праве на наследство или иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на это здание (строение) или сооружение не нужно. Государственная пошлина в этом случае также составляет 350 рублей.

Частые вопросы по регистрации прав

в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна сторона, а именно: физическое лицо — 2 000 рублей; в случае, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды, обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в порядке, определенном п. 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации: если договор заключен физическими лицами — 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора; если договор заключен юридическим и физическим лицами: физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора; юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора, если договор заключен физическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления; физическое лицо уплачивает 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора (федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины); если договор заключен физическим лицом, юридическим лицом и федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления: физическое лицо — 2 000 рублей, разделенные на количество участников договора, юридическое лицо –22 000 рублей, разделенные на количество участников договора, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления – освобождается от уплаты государственной пошлины. Например, если сторонами договора аренды являются два физических лица и одно юридическое лицо, то государственная пошлина за государственную регистрацию договора уплачивается каждым физическим лицом в размере 666,6 рубля (2 000 рублей разделить на 3), юридическое лицо – 7333,3 рубля (22 000 рублей разделить на 3).

Общая сумма уплаченной государственной пошлины будет составлять 8666,5 рубля. При этом государственная пошлина уплачивается только за государственную регистрацию сделки вне зависимости от количества объектов недвижимого имущества, являющихся объектами аренды, государственная регистрация ограничений (обременении), возникающих на основании договора аренды, осуществляется без уплаты государственной пошлины

Необходимые документы

4.

Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок: — заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; — документ, удостоверяющий личность заявителя, если заявление представляется заявителем, или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, если заявление представляется его представителем; — документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); — межевой план; — копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); — заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета. 5. Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения

Необходимые документы

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным от 27.07.2010 № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

представляются в межведомственного информационного взаимодействия. При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

(В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.) За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ). Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется.

Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом

Необходимые документы

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.

Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в межведомственного информационного взаимодействия.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным от 27.07.2010 № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

представляются в межведомственного информационного взаимодействия.

При представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

(В случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.) За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 17 Закона № 218-ФЗ).

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе. При этом орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом

Регистрация прав на земельные участки и сделок с ними

Правовой режим недвижимого имущества основан на необходимости обеспечить особую устойчивость прав на это имущество, установить специальный порядок распоряжения им.

Поэтому в соответствии со ст.

131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе и на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Государственной регистрации подлежит право не на землю как таковую, а на земельный участок, который является особой разновидностью недвижимого имущества, и его правовой режим отличается от правового режима других недвижимых вещей.

Земельный кодекс РФ дает определение земельного участка, как части земной поверхности, имеющей характеристики, позволяющей ее идентифицировать в качестве индивидуально определенной вещи. К индивидуализирующим земельные участки характеристикам относятся:

  • Технические характеристики – площадь и местоположение объекта, в том числе координаты его границ, а также качественные свойства участка (описание поверхностного и подпочвенного слоев земли, ландшафта) и топографические данные о нем;
  • Экономические – цена земли: кадастровая (необходима при расчете налогов на землю) и рыночная (используется при определении цены планируемой сделки с объектом);
  • Правовые характеристики – данные о правообладателе, форма и вид права на земельный участок, имеющиеся обременения, сведения о категории земель, на которых расположен участок, целевое назначение участка, разрешенные виды его использования.

Следует особо подчеркнуть такую неотъемлемую характеристику земельного участка, как его кадастровый номер.

Это индивидуальный номер участка, закрепляемый за ним Росреестром по результатам кадастрового учета и вносимый в ЕГРН. Кадастровый номер подтверждает, что земля как объект права состоит на кадастровом учете и может быть предметом сделки.

Для проведения любых сделок с земельными участками необходимо собрать определенный пакет документов, куда в обязательном порядке с начала этого года входят выписка из ЕГРН и межевой план. Напоминаем, в выписке из ЕГРН воедино собрана вся существенная информация о земельном участке. Формирует данную выписку Росреестр и выдает при условии предъявления правоустанавливающих документов на землю.

Краткую выписку можно получить непосредственно через сайт Росреестра, воспользовавшись размещенной на нем поисковой системой. Для этого необходимо знать кадастровый номер участка или его точный адрес. Но, безусловно, более точным будет поиск по кадастровому номеру. Обращаем Ваше внимание, в выписке, полученной таким способом, будет отражена только общедоступная информация по объекту.
Обращаем Ваше внимание, в выписке, полученной таким способом, будет отражена только общедоступная информация по объекту. Межевой план земельного участка изготавливается в ходе его межевания.

Межевание – это комплексная процедура по точному определению границ земельного участка, его местоположения и координат крайних точек. Межевой план включает в себя две части – текстовую и графическую:

  • Текстовая часть содержит кадастровые сведения об участке: площадь, адрес, информацию о выполненных измерениях и расчетах, данные, полученные при геодезических работах.
  • Графическая часть – это топографическая карта участка регламентированного масштаба с указанием его границ и путей подъезда к нему.

Межевание проводится при образовании новых участков, объединении, разделении, выделе земельных участков, при их перераспределении.

Следует еще раз подчеркнуть, сделки с земельными участками отдельной регистрации не подлежат. Регистрируются в Росреестре только факты перехода или изменения прав на земельные участки, что фиксируется в ЕГРН. Документальным подтверждением всех регистрационных действий с землей является выписка из ЕГРН.

Также обращаем Ваше внимание на следующее. Если предметом сделки является недвижимость, расположенная на земельном участке, то одновременно с передачей на нее прав другой стороне сделки передаются исходные права и на соответствующий участок земли. Такая сделка, как правило, оформляется одним договором, а переход всех прав также регистрируется в Росреестре.

Такая сделка, как правило, оформляется одним договором, а переход всех прав также регистрируется в Росреестре. Международная Юридическая Компания готова помочь в решении Ваших задач, касающихся следующих вопросов в сфере регистрации недвижимости:

  • Оформление выкупа, купля-продажа земельных участков;
  • Подготовка документов и сопровождение государственной регистрации прав собственности на земельные участки;
  • Заключение договоров и/или продление сроков аренды земельных участков;
  • Смена назначения разрешенного использования земельного участка;
  • Уточнение границ земельного участка;
  • Снятие ограничений на строительство в отношении выкупленных земельных участков;
  • И многие другие вопросы, возникающие в сфере земельно-правовых отношений.

Законодательством РФ предусмотрена весьма сложная юридическая и технологическая схема оформления и регистрации прав на недвижимость.

Хотите сэкономить время, грамотно распланировать расходы и получить гарантированный результат? Команда профессионалов Международной Юридической Компании поможет реализовать ваш проект качественно и в сжатые сроки. Наша компания успешно помогает решать различные юридические вопросы в области недвижимости.

Мы зарекомендовали себя, как надежный партнер и ответственный исполнитель, решая трудные вопросы в оптимальные сроки. Международная Юридическая Компания гарантирует индивидуальный подход к каждому клиенту.

Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу КонсультантПлюс: примечание.С 01.09.2021 в наименование ст.

49 вносятся изменения ( от 05.04.2021 N 79-ФЗ). См. будущую редакцию.(в ред. Федерального от 29.07.2017 N 217-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 49- Истец хочет признать право общей долевой собственности на земельный участок КонсультантПлюс: примечание.С 01.09.2021 в ч. 1 ст. 49 вносятся изменения ( от 05.04.2021 N 79-ФЗ).

См. будущую редакцию.1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня в действие Земельного Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:(в ред. Федерального от 29.07.2017 N 217-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;КонсультантПлюс: примечание.С 28.10.2021 в п.

3 ч. 1 ст. 49 вносятся изменения ( от 30.04.2021 N 120-ФЗ). См. будущую редакцию.3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.2.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;2) один из документов, предусмотренных настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.3.

Представление предусмотренных настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Открыть полный текст документа

Государственная регистрация прав на земельные участки

№137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В целях приобретения прав на земельный участок собственнику жилого дома необходимо обратиться в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее – Департамент), являющийся исполнительным органом государственной власти, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в силу Ульяновской области от 03.07.2015г. № 85-ЗО

«О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области»

. В данном случае основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок будет являться решение Департамента о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.

Собственник индивидуального жилого дома, созданного до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР», в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает не менее пятнадцати лет и который является для гражданина единственным имеющимся у него жилым помещением, может приобрести земельный участок, находящийся под таким домом, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа. В этом случае необходимо, чтобы жилой дом являлся пригодным для проживания.

Данное право предусмотрено Законом Ульяновской области от 03.06.2015г.