Национальная безопасность рф понимается

Национальная безопасность рф понимается

Оглавление:

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400


Увеличение количества центров мирового экономического и политического развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства.7. Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств сопровождаются обострением внутриполитических проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослаблением влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности.8. Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека.9.

В условиях нарастающей геополитической напряженности внешняя политика Российской Федерации должна способствовать повышению устойчивости системы международных отношений, опирающейся на международное право, принципы всеобщей, равной и неделимой безопасности, углублению многостороннего взаимодействия без разделительных линий и блоковых подходов в целях совместного решения глобальных и региональных проблем при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) и ее Совета Безопасности.10. Реализация Российской Федерацией государственной политики в области обеспечения национальной безопасности способствует повышению внутренней стабильности, наращиванию экономического, политического, военного и духовного потенциала России, необходимого для укрепления ее роли как одного из влиятельных центров современного мира.11.

В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание

Понятие национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

Первые исследования и публикации по этим вопросам появились в начале 1990-х гг. Так, например, И.Л. Прохоренко под национальной безопасностью понимает такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраня- 1 Общая теория национальной безопасности : учебник ; под общ.

ред. А.А. Про-хожева. — М., 2002. — С. 39. 2 Спиноза, Б. Избр. соч. — Т. 2. — М.,1965. — С. 290. 3 См.: Руссо, Ж.-Ж.

Об общественном договоре // Трактаты. — М.,1969. — С.171. ется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут1. Сегодня исследованиями в этой области занимается ряд государственных и общественных институтов, создан Совет безопасности РФ, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку проектов решений Президента Российской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения безопасности России.

Логическим завершением начатой в этом направлении работы стала разработка концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента России от 17 декабря 1997 г.

(№ 1300), а в 2000 г. в нее были внесены изменения и дополнения (Указ Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.). В этом документе были определены все задачи, функции и угрозы, стоящие перед государством в области безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации являла собой систему взглядов на обеспечение в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В ней были сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а национальная безопасность определялась, как безопасность многонационального народа страны, носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации2.

В целях дальнейшей консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной

Национальная безопасность

— состояние защищенности государства от и .

  • 1/2Просмотров:17 420579
  • России. Основные угрозы и вызовы
  • России

— способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния. По другому определению, национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

По определению российского политолога , национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации. По определению украинского правоведа, ученого в сфере гражданского процесса, философии и теории права Я.Я. Мельника, гражданская процессуальная безопасность является частью системы национальной безопасности и характеризуется как особое состояние процессуальной защищенности судом гражданской процессуальной формы и создания судом условий для эффективного и качественного осуществления гражданского судопроизводства, обеспечения охраны и реализации процессуальных прав, обязанностей и интересов участников гражданского дела.

— состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. включает в себя:

  • — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
  • — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
  • техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;
  • и защита от угроз ;
  • гражданская процессуальная безопасность

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

  • формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан, проживающих на территории данного государства.
  • защиту ;
  • защиту ;
  • обеспечение и ;
  • обеспечение политической и экономической нации;
  • обеспечение нации;
  • охрана ;
  • борьба с .
  • обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — армия, авиация, флот, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, суды, медицинские органы.

  • Борщевский Г. А. // Информационный гуманитарный портал «». — 2012. — № 1 (январь — февраль).
  • Мельник Я.Я. Безпека цивільного процесу: теоретико-правовий концепт: монографія. Вид-во «Четверта хвиля». Київ. 2021. 648с.
  • Мельник Я.Я. Безпека цивільного процесу: теоретико-правове дослідження: дис. . докт. юрид. наук: 12.00.01 / Мельник Ярослав Ярославович; Інститут законодавства Верховної Ради України. К., 2019. 505с. URL.:

Эта страница в последний раз была отредактирована 27 марта 2021 в 11:30. Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2. Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

2]. В отечественной научной традиции нет единого понимания рассматриваемого понятия.

В Финансовом словаре дано краткое, размытое определение термина «национальная безопасность» как безопасности многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. В словаре И. И. Санражевского «национальная безопасность» понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям, гарантирующие возможность стабильного прогресса общества, позволяющие обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства. В политологическом словаре национальная безопасность определяется как

«совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социально-экономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защиту суверенитета и территориальной целостности государства»

[3, С.

6]. Развернутое определение национальной безопасности дано в экономическом словаре. В данном случае она рассматривается как

«совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей»

[4]. Легальное определение понятия «национальная безопасность» содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

В данном документе под данным явлением понимается

«состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации»

[5].

Национальная безопасность в теории и законодательстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

Следует отметить, что политика обеспечения национальной безопасности на протяжении длительного времени не выделялась в самостоятельную сферу государственной деятельности.

Политика реализуется через стратегию обеспечения национальной безопасности и на федеральном, и на региональном уровнях и определяет основные направления, движение к достижению национальной цели путем обеспечения и защиты национальных интересов в соответствии с концепцией и стратегией национальной безопасности1. Как соотносятся между собой стратегия и концепция, вопрос из разряда дискуссионных.

Итак, стратегия и концепция — это понятия, отличающиеся друг от друга сущностью и содержанием.

Если под концепцией понимается определенная система взаимосвязанных и взаимообусловленных взглядов на проблемы национальной безопасности, то стратегия представляет собой под- робные варианты действий государственных органов с указанием способов, форм, ресурсов и конкретных мер, необходимых для реализации политики, и выражается в конкретных правовых актах. Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности связана с созданием условий для полноценного функционирования государства в современном стремительно меняющемся мире. Исторически первым документом по проблемам национальной безопасности в мировой практике стал Закон «О национальной безопасности» № 257, принятый в США 26 июля 1947 г.

Закон ввел понятие «национальная безопасность» в американскую правовую систему, а затем в правовой и политический дискурс деятельности других государств, в том числе в лексикон и жизнь современного российского общества. В то же время в законодательстве Советского Союза применялся термин «государственная безопасность», который в 1936 г.
В то же время в законодательстве Советского Союза применялся термин «государственная безопасность», который в 1936 г. был официально включен в текст Конституции СССР (п.

«и» ст. 14 гл. 2) и отражал официальную точку зрения военно-политического руководства страны о приоритете интересов государства перед интересами общества в целом и интересами личности («общество для государства»). Документы, содержащие

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

Особую актуальность в настоящий момент, с позиции нашего государства, представляют вопросы экономической безопасности.

Экономическая безопасность России и ее социально-экономическое развитие находятся в неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, а к национальным интересам в долгосрочной перспективе относятся: повышение конкурентоспособности национальной экономики; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост. Так, ряд ученых отмечает, что с позиции теории, экономическая безопасность государства представляет собой особое его состояние, с одной стороны, устойчивости российского национального хозяйства, а также стабильности развития экономики, достижения достойного качества и уровня жизни граждан независимо от внешних и внутренних воздействий. С другой — это состояние защищенности экономической сферы от угроз, инспирированных экономическими преступными группами, отдельными лицами, достигаемое путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, которое включает профилактику, борьбу и устранение причин и условий, их порождающих.

Анализ пункта 32 Стратегии, а также положение о том, что экономическая безопасность страны является неотъемлемой частью ее национальной безопасности, позволяет говорить о том, что состояние экономической безопасности явным образом зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения экономической безопасности. При этом, эффективность функционирования такой системы — это степень соответствия ее результата целям, поставленным перед системой.

В данном случае, первоочередным, представляется возможным говорить об эффективности управления в системе обеспечения экономической безопасности страны, так как, осуществляя воздействие на компоненты функционирования системы, управляя ими, можно влиять и на результат деятельности системы и, следовательно, на ее эффективность в целом .

Таким образом, в широком смысле, государственное управление в системе обеспечения

Современная система национальной безопасности Российской Федерации

По мнению авторов, использование единого понятийного аппарата позволит повысить эффективность практической реализации мероприятий по обеспечению требуемого сегодня уровня национальной безопасности нашей страны.

Для понимания сущности термина «национальную безопасность России» ее следует рассматривать комплексно с системных позиций, чтобы видеть целостность, сбалансированность, целенаправленность функционирования и саморегулирования, а также другие ее свойства, характеризующие ее как сложную систему определенного качественного уровня. Система национальной безопасности Российской Федерации находится не в вакууме, а функционирует во внешней среде, каковыми являются системы более высокого порядка (уровня) международной и система планетарной безопасности. С позиций комплексного системного подхода национальная безопасность раскрывается в нескольких аспектах, а именно:• как составная часть – подсистема систем более высокого уровня, каковыми являются международная и планетарная безопасности;• как сложная многоуровневая система, включающая свои подсистемы (составные части) более низкого порядка (например, военная, техническая, интеллектуальная, информационная безопасности и их составляющие);• как внутреннее или внешнее состояние (положение) государства, его отдельных регионов и субъектов, при котором отсутствуют реальные и потенциальные угрозы национальным интересам государства, а при их возникновении – как система мер по обеспечению охраны/защиты интересов граждан, общества и страны.Очевидно, что по своей сути национальная безопасность Российской Федерации является не национальной, а много- или интернациональной безопасностью, то есть некой совокупностью национальных безопасностей каждого находящейся на территории страны региона и субъекта (республики, автономного округа и автономной области и др.) и каждого населяющего Россию народа.

Национальную безопасность России целесообразно рассматривать в виде сложной системы, включающей в себя, по крайней мере, подсистемы пяти уровней (рис.1) [4].

I. Общие положения

Документ утратил силу или отменен 1. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.2.

Правовую основу настоящей Стратегии составляют Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» и от 28 июня 2014 г.

«О стратегическом планировании в Российской Федерации»

, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.3.

Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.4.

Настоящая Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.4.

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.5. Настоящая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.6.

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопасность) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;национальные интересы Российской Федерации (далее — национальные интересы) — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;обеспечение национальной безопасности — реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее — стратегические национальные приоритеты) — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;система обеспечения национальной безопасности — совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

Открыть полный текст документа

Понятие, цели и виды национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

Посредством принятия мер по обеспечению национальной безопасности укрепляется внутреннее единство России, которое выражается в социальной стабильности российского общества, открытом межкультурном диалоге, устранении экономических дисбалансов и повышении обороноспособности страны. Достойный уровень жизни населения России и укрепление здоровья жителей так же является целью обеспечения национальной безопасности.

Для этого принимаются меры по увеличению средней продолжительности жизни, повышению естественного прироста населения, возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей.

В целях защиты на международной арене, Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику. Исключается затратная конфронтация, в том числе «гонка вооружения».

Отношения с иностранными государствами строятся исключительно на принципах международного права. Выстраивание таких отношений на принципах надежной и равной безопасности государств, взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и интересов закреплено в Стратегии. Применение военной силы для защиты национальных интересов не исключено.
Применение военной силы для защиты национальных интересов не исключено. Однако такой сценарий возможен лишь в случае неэффективности политических и правовых инструментов, а также механизмов дипломатии и миротворчества.

Согласно Стратегии национальная безопасность делится на следующие виды: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая, безопасность личности. Но в законодательстве нет строгого толкования данной классификации.

Поэтому можно сделать научную классификацию по различным основаниям.

В основу классификации по видам можно взять объект безопасности. За объект следует взять личность, общество и государство. Таким образом, по объекту защищенности от внутренних и внешних угроз национальная безопасность делится на государственную, общественную и безопасность личности.

Кроме того, классификацию по видам можно произвести по характеру угрозы.

В таком случае следует выделить безопасность от угроз антропогенного и природного воздействия.

«Национальная безопасность»: содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

Основополагающим документом в этой области является Стратегия 4 См.

напр.: МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2003. С. 63. 5 Манилов В. Система национальной безопасности: зарубежный опыт // Зарубежное военное обозрение.

1995. № 10. С. 2. 6 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996. 7 Там же. С. 3 — 4.

8 Закон РФ от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ) «О безопасности».

Ст. 8. // Российская газета. 1992. 6 мая. национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.9. Здесь под национальной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Ключевым в понятийном комплексе «национальная безопасность» является понятие «нация»10.

Формулировок последнего существует не меньше, чем формулировок самого понятия «безопасность». Например, оно может рассматриваться в следующих значениях: как совокупность граждан государства, как совокупность представителей одного этноса. Р.Г. Абдулати-пов утверждает, что «у нас не сложились иные традиции: нациями мы называли этнические образования.

Р.Г. Абдулати-пов утверждает, что «у нас не сложились иные традиции: нациями мы называли этнические образования.

У нас стоит проблема выбора: нация как этнос или нация как государство»11.

Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникающей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства12.

Общество как составная часть нации собственно и подчеркивает полиэтнич-ность всякой нации. Стержнем нации является государство.

К. Дейч кратко и однозначно определяет нацию как народ, обладающий государством13.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

II. Россия в современном мире 7. Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов.

В настоящее время создана устойчивая основа для дальнейшего наращивания экономического, политического, военного и духовного потенциалов Российской Федерации, повышения ее роли в формирующемся полицентричном мире. 8. Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом.

Возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. 9. Экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации. 10. Позитивные тенденции наметились в решении задач укрепления здоровья граждан.

Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни. 11. Возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности.

У подрастающего поколения формируется достойное отношение к истории России. Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

Происходит консолидация гражданского общества вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности, таких как свобода и независимость России, гуманизм, межнациональный мир и согласие, единство культур многонационального народа Российской Федерации, уважение семейных и конфессиональных традиций, патриотизм.

12. Укрепление России происходит на фоне новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный взаимосвязанный характер.