Перечень дел рассматриваемых в рамках кас

Оглавление:

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса


Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

О некоторых вопросах применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Вместе с тем указание в доверенности прав представителя на подписание административного искового заявления и подачу его в суд может быть истолковано мировым судьей как предоставление представителю прав на подписание, подачу заявления о вынесении судебного приказа.

  • Если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, нет представителя, суд назначает в качестве представителя адвоката только в тех случаях, когда явка в судебное заседание административного ответчика является обязательной в соответствии с законом либо признана судом обязательной.
  • Если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет надлежащего представителя суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, президентом данной адвокатской палаты, адвокатским образованием, руководителем адвокатского образования вопрос о назначении представителя.
  • Доказательства и доказывание

    1. Преюдициальность судебных актов будет иметь место в том деле в котором участвуют лица, в отношении которых установлены преюдициальные обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц (органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.), в отношении которой установлены такие обстоятельства.
    2. Недопустимыми доказательствами должны признаваться показания свидетеля, основанные на сообщениях другого лица, если это лицо не может быть опрошено судом по обстоятельствам, в отношении которых даны свидетельские показания, в связи с наличием у него свидетельского иммунитета, неизвестностью места его пребывания и т.д.

    Меры предварительной защиты по административному иску (так называемые обеспечительные меры)

    1. КАС РФ содержит НЕ исчерпывающий перечень мер предварительной защиты, которые могут

    КАС РФ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

    1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим .(часть 3.1 введена Федеральным от 05.04.2016 N 103-ФЗ)КонсультантПлюс: примечание.С 01.01.2023 в ч.

    4 ст. 1 вносятся изменения ( от 08.12.2020 N 426-ФЗ).4.

    Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.5.

    Положения настоящего Кодекса не распространяются на по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.(в ред.

    Федерального от 03.07.2016 N 303-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст.

    1 КАС РФ. Предмет регулирования настоящего Кодекса

    3.

    Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок. Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС.

    Соответственно, заявления по данным категориям дел с 15 сентября 2015 года подаются в суды общей юрисдикции и в Верховный суд РФ по правилам КАС. Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам. Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч.

    1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ. Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов. Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение.

    При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч.

    3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование.

    Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется. Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании.

    Новый старый кодекс, или Чем КАС отличается от ГПК

    О.Е.

    Кутафина (МГЮА). Новые лица, участвующие в деле В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному же ответчику. Процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе. Тем не менее, применительно к сторонам процесса, есть и ряд нововведений.

    Наряду с предусмотренным сегодня ГПК РФ процессуальным соучастием, в КАС РФ появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц.

    Основанием для обращения с таким иском КАС РФ признает наличие следующих условий ():

    1. использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.
    2. однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
    3. наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
    4. многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований в индивидуальном порядке и в порядке процессуального соучастия;

    Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.

    При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска.
    Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска.

    При этом рассмотрение дела должно будет начаться сначала.Не обошлось в КАС РФ и без упоминания о новых технологиях:

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

    N 42-П настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию Конституционного Суда РФ от 24 марта 2020 г. N 12-П настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении (в удовлетворении) судом административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в связи с пропуском заявителем (кандидатом) десятидневного срока обращения в суд, установленного данным Кодексом, в случае предварительного обжалования таким заявителем (кандидатом) решения об отказе в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию рассмотрения и принятия Кодекса В настоящий документ внесены изменения следующими документами: от 30 апреля 2021 г.

    N 115-ФЗ Изменения вступают в силу с 30 апреля 2021 г. от 8 декабря 2020 г. N 426-ФЗ Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

    См. настоящего документа Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ от 8 декабря 2020 г. N 428-ФЗ Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г. от 31 июля 2020 г. N 267-ФЗ Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

    от 31 июля 2020 г. N 244-ФЗ Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    от 27 декабря 2019 г.

    Исключением были дела по оспариванию нормативных актов: после отказа от заявления производство по ним не прекращалось. В КАС РФ также указано, что в ситуации, когда органы, организации и граждане отказываются от административного иска, поданного в защиту другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если его не поддержит лицо, в пользу которого оно подано. Согласно ГПК РФ суд в таком случае обязан продолжить рассмотрение дела по существу, если от этого лица не поступил отказ от иска.

    Расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел. В КАС РФ установлены две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном деле.

    Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.

    Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими. В таких случаях заявители без высшего юридического образования вправе вести дела только через представителей. Если гражданин — административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов Распределение обязанностей по доказыванию.
    Если гражданин — административный истец намерен вести данное дело самостоятельно, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к заявлению копии подтверждающих это документов Распределение обязанностей по доказыванию.

    Организации, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, должны доказывать законность принятых ими нормативных актов, решений, действий (бездействия). Органы, организации и должностные лица обязаны подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основание своих возражений. Административные истцы и иные лица, обратившиеся за защитой чужих прав, свобод и интересов, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но должны осуществлять следующее:

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред.

    от 17.12.2020) О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

    В то же время не подлежат рассмотрению по правилам не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке.Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном .3.

    В силу КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом.Порядок реализации данного права лицами, не являющимися участниками административного судопроизводства, регулируется нормами Федерального от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ

    «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

    .

    Так, согласно части 2 статьи 15 данного закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 названной статьи, размещаются в сети «Интернет».4. Решения суда, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, в полном объеме не объявляются (не оглашаются).

    Оглашению подлежит только резолютивная часть таких решений независимо от того, в закрытом или открытом судебном заседании рассматривалось дело (, КАС РФ).5. Согласно КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных . Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов ( КАС РФ).Вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
    Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов ( КАС РФ).Вопрос о том, что подлежит опубликованию (решение или сообщение о его принятии), разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

    КАС РФ Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

    • Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

    1.

    Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение административных дел не предусмотрено настоящей статьей.

    Коллегиальное рассмотрение административных дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей.2. В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально:1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.3.

    Если иное не установлено настоящим Кодексом, административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей.(часть 3 в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см.

    текст в предыдущей редакции)4. Рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.(часть 4 в ред. Федерального от 28.11.2018 N 451-ФЗ)(см.

    текст в предыдущей редакции)5.

    При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.6.

    В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.(часть 6 введена Федеральным от 28.11.2018 N 451-ФЗ) Открыть полный текст документа Ст. 29 КАС РФ. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел

    Аналитика Публикации

    Соответственно, такие дела не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ, и подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

    То есть в конечном итоге вид судопроизводства по конкретному делу определяется в зависимости от характера правоотношений, что не было учтено Пленумом ВС РФ в своем Постановлении.

    Что же касается категории дел, не подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, то к ним относятся споры о признании недействительными (незаконными) актов государственных органов и органов местного самоуправления, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей (например, служебные споры, дела, связанные с назначением и выплатой пенсии, реализацией гражданами социальных прав, отдельными договорами жилищного найма). Пленум ВС РФ уточнил формулировку «иных государственных органов», решения которых могут быть оспорены по правилам КАС РФ (пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ). Среди таких органов названы Счетная палата РФ, ЦИК России, а также другие избирательные комиссии.

    Кроме того, в порядке административного судопроизводства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений, действий некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, а также решения саморегулируемой организации (пункт 2 Постановления). Подсудность определена по месту исполнения обязанностей госоргана, а не по месту его нахождения Подсудность определяется в соответствии с местом совершения исполнительных действий. При определении подсудности по спорам в порядке КАС РФ правовое значение имеет определение территории, на которой исполняет свои обязанности соответствующий орган государственной власти, а не место его нахождения.

    Если же полномочия соответствующего органа государственной власти распространяются на несколько районов, то иск следует подавать в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых истцом действий (бездействия), либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (пункт 8 Постановления).

    «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

    В соответствии с Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным , судья отказывает в принятии административного искового заявления в том числе в случаях, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым данным или другими федеральными законами не предоставлено такое право , а также если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этим актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца .

    2) административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391, N 27, ст. 3981; 2016, N 1, ст.

    45; N 7, ст. 906; N 15, ст. 2065; N 23, ст. 3293; N 27, ст. 4156, 4236); Минюста России, МВД России, ФСБ России, Минкомсвязи России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации — по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в федеральные законы от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», от 27 июля 2006 г.

    N «О персональных данных», от 7 июля 2003 г.

    «О связи», Уголовный Российской Федерации (далее — УК РФ), РФ, Гражданский Российской Федерации (далее — ГК РФ), Гражданский процессуальный Российской Федерации, административного судопроизводства Российской Федерации, приказы Минкомсвязи России и другие нормативные правовые акты в связи с постановлением Европейского Суда от 4 декабря 2015 г. по делу «Роман Захаров против Российской Федерации» (Roman Zakharov v. Russia), жалоба N 47143/06 (пункт

    НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

    В заявлении прописываются:сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.Меры УК по воздействию на должников ЖКУ 21513 0 Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю.

    При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).Судебная практикаУже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ.

    Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту.

    Суд по рассмотрению дела, на основании ст.

    175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г.