Проблема применения таможенных преференций

Оглавление:

Оценка льгот по уплате таможенных платежей и тарифных преференций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»


Установленные государством льготы по уплате таможенных платежей поощряет внешнеторговое сотрудничество и привлекают инвестиционные и иные ресурсы, что в целом, способствует активации международного сотрудничества. Государство заинтересовано снижать или полностью отменять таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития внутреннего рынка. Динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 гг.

представлена в таблице 1. Анализируя предоставление льгот по уплате таможенных платежей за последние три года, можно отметить, что общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей в 2019 году составила 439,41 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 49,8%, и по сравнению с 2021 годом увеличилась на 20,8% [2].

Таблица 1 — Динамика льгот по уплате таможенных платежей в 2017-2019 гг., % Наименование 2017 год 2021 год 2019 год 2019 в % к 2017г. 2021г. Общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных платежей 293,4 363,9 439,41 149,8 120,8 В 2017 — 2019 годах была продолжена работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов относительно предоставления льгот по уплате таможенных платежей по отдельным группам товаров.

В таблице 2 представлена динамика льгот по уплате таможенных платежей в отношении отдельных групп товаров. Данные таблицы 2 свидетельствует о том, что сумма льгот по уплате таможенных платежей, а также освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при ввозе отдельных категорий товаров в особые экономические зоны увеличилась по сравнению в 2019 году составила 359,3 млрд.

рублей, что на 76,5 млрд. руб. или на 27,1% больше по сравнению с 2017 годом, и на 6,2 млрд.

руб. или на 1,7% меньше по сравнению с 2021 годом. Это обусловлено в частности, тем, что снизились суммы льгот на суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов, в 2019 году на 15,4% по сравнению с 2017 годом и на 9,6% по сравнению с 2021 годом. Таблица 2 — Динамика предоставления льгот по уплате таможенных платежей на отдельные категории това ров, млрд.

Тарифные преференции в условиях применения Таможенного кодекса Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее — РНБ). Они являются базовыми ставками.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными. Преференциальные ставки — это ставки, снижающие таможенную пошлину на 25 %.

Они предоставляются развивающимся странам. Участники внешнеэкономической деятельности, грамотно применяя законодательство по тарифным преференциям, могут выгодно импортировать товары.

Рассмотрим это на следующем примере.

На таможенную территорию ТС ввозится: Товар — яблоки свежие (код ТН ВЭД ТС — 0808 10 800 0) Вес товара — 25 000 кг Ставка ввозной таможенной пошлины — 0,1 евро/кг Евро по курсу ЦБ РФ — 40,2000 руб./1 евро ——^^^^^ Страна Пошлина ——____ Китай (развивающаяся страна) Греция (РНБ) Канада (обычный порядок) Ставка ввозной таможенной пошлины 0,1 евро х 0,75% 0,1 евро 0,1 евро х 2 раза Сумма ввозной таможенной пошлины 25 000 х 4,02 х 0,75 = 75 375, 00 рублей 25 000 х 4,02 = 100 500,00 рублей 25 000 х 4,02 х 2 = 201 000,00 рублей В настоящее время главная задача, стоящая перед таможенными органами, — усиление контроля за поступлением таможенных платежей в бюджет государства от импорта товаров. Это требует совершенствования контроля правомерности применения таможенных преференций. Следовательно, одним из факторов оценки эффективности деятельности таможенных органов и является эффективность контроля за их обоснованностью и документальным подтверждением.

Библиографические ссылки 1. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/18752 2.

URL: http://base.garant.ru/12131077/6/ 3.

URL: http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_ code=14&action =show&id=11098. © Прудникова Д. С., Чернова Л. Г., 2011 УДК 347.77 С. Н. Рудь Научный руководитель — А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

[2].

Таблица 2. Количество принятых решений по классификации товаров, целевых профилей рисков и дел об АП по направлению контроля правильности классификации товаров за 2021-2020 гг. 2021 г. 2019 г. 2020 г. Сравнение в % 2021 г. 2019 г. Количество решений по классификации товаров 42 620 42 491 32 557 76,4 76,6 Количество целевых профилей рисков 8 492 6 694 1 624 19,1 24,3 Количество дел об АП 1 854 1 823 1 470 79,3 80,6 Исходя из данных приведенных в таб- вод о том, что количество решений по лице 2 и на рисунке 2, можно сделать вы- классификации товаров в период с 2021 по 2020 год уменьшилось в сравнении с 2020 г., к 2021 на 23,6%, а к 2019 на 23,4%.

2019 г. Количество решений по классификации товаров 42 620 42 491 32 557 76,4 76,6 Количество целевых профилей рисков 8 492 6 694 1 624 19,1 24,3 Количество дел об АП 1 854 1 823 1 470 79,3 80,6 Исходя из данных приведенных в таб- вод о том, что количество решений по лице 2 и на рисунке 2, можно сделать вы- классификации товаров в период с 2021 по 2020 год уменьшилось в сравнении с 2020 г., к 2021 на 23,6%, а к 2019 на 23,4%. Количество целевых профилей риска также сократилось к 2020 году, в сравнении с 2021 на 80,9%, а с 2019 на 75,7%.

Количество возбужденных дел об АП к 2020 году также снизилось на 20,7% в сравнении с 2021 г. и на 19,4% с 2019 г. 45000 42620 I 8492 I I | 1823 1624 1470 2021 год 2019 год 2020 год ■ Количество решений по классификации товаров ■ Количество целевых профилей рисков ■ Количество дел об АП Рис. 2. Количество принятых решений по классификации товаров, целевых профилей риска и дел об административных правонарушениях по направлению контроля правильности классификации товаров, млн.

руб. за 2021-2020 гг. в млн. руб. Такая динамика наблюдается за счет работы электронной системы верификации/сертификации (далее — ЭСС) происхождения товаров в таможенных органах, которая позволяет оперативно (в режиме онлайн) осуществлять проверку фактов выдачи сертификатов о происхождении товаров и достоверности содержащейся в них информации. Данная ЭСС создается в целях обеспечения возможности осуществления таможенными органами страны ввоза проверки факта выдачи сертификата формы СТ-1 и правильности его заполнения, сведения о котором заявляются при таможенном декларировании, без необходимости представления его в оригинале на бумажном носителе [3].

Электронная система сертификации происхождения товаров — информационная система центрального

Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, представляющую тарифные преференции. Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, перевозимые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

В удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А», принятой в рамках общей системы преференций. Сертификат предоставляется вместе с другими документами при таможенном досмотре, но не позднее чем за год после поставки товара. В удостоверение происхождения небольших партий товара представление сертификата о происхождении не требуется, но экспортер может вместо сертификата о происхождении товаров декларировать страну происхождения товара на счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах.

Национальная система льгот включает в сабя три основных элемента: — Перечень развивающихся стран, пользующихся льготами Российской Федерации. — Перечень наименее развитых стран, пользующихся льготами Российской Федерации. — Список товаров, на которые льготы не распространяются. В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные льготы в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные льготы в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации.

Понятие тарифной преференции

В соответствии со ст. 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная преференция является одним из видов льгот по уплате таможенных платежей. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

(п.1 ст. 36 ФЗ РФ «О таможенном тарифе»). Таким образом, тарифные преференции — это определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении: 1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Также Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС утвержден

«Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и менее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции»

.

В соответствии с разделом VI Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» (далее Соглашение), тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

В соответствии с разделом VII Соглашения в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее — сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».
В соответствии с разделом VII Соглашения в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее — сертификат) по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А».

Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.

Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5 процентов. В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара. На практике, возникают вопросы, связанные с отказом таможенных органов в предоставлении декларантам таможенных преференций, по причине возникновения у таможенного органа сомнений в подлинности сертификата. Как правило, такие сомнения возникают в связи с не соответствием, по мнению таможенного органа подписи или печати в сертификате имеющимся в таможне образцам.

Как результат, принятие решения об отказе в предоставлении таможенной преференции. Однако в соответствии с п.5 ст.

61 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случаях, если у таможенного органа возникли какие либо сомнения по поводу подлинности представленных Сертификатов, то он при проведении таможенного контроля вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

В таких случаях, имеет смысл декларанту самостоятельно, в период проведения таможенным органом проверки, сделать запрос в уполномоченный орган страны, выдавший сертификат с просьбой подтвердить подлинность сертификата.

После получения официального ответа, его следует предоставить в таможенный орган.

В случае отказа в предоставлении тарифной преференции, декларант имеет право обжаловать действия таможенного органа в арбитражный суд, при этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

В случае отказа в предоставлении тарифной преференции, декларант имеет право обжаловать действия таможенного органа в арбитражный суд, при этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

: Теги:

  • , руководитель арбитражной практики Адвокат Арбитр, адвокат, магистр права
  • Добавить свое предложение

Разработка направлений совершенствования единой системы тарифных преференций ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Многие ученые ранее изучали историю создания и порядок функционирования СТП ЕС и США [7; 10; 12]. Рассмотрим СТП ЕС. Отметим, что наиболее важными для ЕС зонами свободной торговли (ЗСТ) из всех применяемых (всего на соглашения о создании ЗСТ приходится 75% экспорта стран ЕС) являются Европейская ЗСТ и Евро-средиземноморская ЗСТ [12].

С 1992 г. Комиссией ЕС ежегодно вносились поправки в Общую систему тарифных преференций (ОСП) с учетом экономических реалий. Известно, что в настоящее время действующая СТП ЕС включает в себя три группы стран [7; 12].

Особенностью ОСП ЕС является градация ставок ввозных таможенных пошлин для определенных перечней товаров (для каждой категории стран свой перечень) одновременно с возможностью корректировки таких ставок.

Подход, заложенный в формировании ОСП ЕС, заключается в обеспечении защиты производителей стран ЕС: установлены товары, на которые предоставляются преференции для развивающихся и наименее развитых стран, кроме того, степень снижения таможенных пошлин корректируется. В преференциальные перечни ЕС большинство товаров сельскохозяйственной продукции не входят.

Отмечается, что практически на все товары, субсидируемые ЕС в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy — CAP), тарифные преференции не предоставляются [7].

В новой редакции ОСП ЕС, которая была принята 31 октября 2012 г., изменен перечень стран, пользующихся режимом преференций; их количество сокращено с 176 до 89 [12].

Отдельно отмечается, что страна исключается из пользователей ОСП ЕС в случае превышения установленной нормы импорта преференциального товара из данной страны от всего импорта такого товара стран — пользователей ОСП ЕС [7]. В результате анализа СТП ЕС можно сделать вывод, что преференции предоставляются более чем 89 странам и немногим меньше чем на 11 000 товарных позиций.

При этом система подлежит корректировке каждые 4 года, также действует система окончания. Что касается снижения ставок пошлин, то они варьируются от 4 до 25% в зависимости от страны и товара, ввозимого из этой страны.

Таможенные преференции

Решению этой задачи служит имеющаяся в нашей стране развитая система таможенного права, образующая нормативно-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) таможенное законодательство в нашей стране состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (т.н. «акты таможенного законодательства»). Таможенный кодекс РФ определяет правовые и организационные основы таможенного дела и призван обеспечивать защиту государственных интересов Российской Федерации.

Его нормы должны содействовать активизации связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечивать защиту прав хозяйствующих субъектов и граждан, соблюдение норм и правил при осуществлении внешнеэкономических сделок. Важнейшая роль в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности в России отводится Закону РФ от 21 мая 1993 г.

«О таможенном тарифе». Этим документом устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу России. Правовые основы тарифного регулирования определяются также рядом других рамочных законов, в частности, таких как: Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. №63-ФЗ

«О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами»

и Федеральный закон от 13 октября 1995 г.

№157-ФЗ

«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»

. Эти законы, дополняя друг друга, развивают положения базового Закона о таможенном тарифе.

В них установлены основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, определен правовой статус органов исполнительной власти в области экспортно-импортных операций, определены формы и методы контроля со стороны государства в данной сфере.

Согласно законодательству,

Роль тарифных преференций ЕАЭС в мировой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

— С. 961]. Иными словами, развитые государства предлагают товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное с точки зрения конкуренции положение на национальных рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран. Тарифная преференция в условиях функционирования ЕАЭС предоставляется развивающимся странам с целью поддержки их экономического развития.

Развивающиеся страны активно используют данное преимущество в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Государства — члены ЕАЭС в свою очередь насыщают внутренний рынок товарами, пользующимися высоким спросом, которые не производятся в необходимом объеме. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, установлена ставка таможенной пошлины в размере 75% от базовой ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Тарифная преференция позволяет развивающимся и наименее развитым странам использовать благоприятные условия для экспорта товаров определенной товарной номенклатуры на территорию государств -членов ЕАЭС.

Использование более низкой ставки ввозной таможенной пошлины активно стимулирует внешнеторговой оборот между государствами — членами ЕАЭС и развивающимися, а также наименее развитыми странами, который возрастает с каждым годом. В 2015-2018 гг. ввоз преференциальных товаров из развивающихся стран на территорию ЕАЭС в денежном выражении увеличился: в Россию — с 60,8 до 82,3 млрд долларов, в Казахстан — с 10,7 до 22,1, в Беларусь — с 1,6 до 5,2, в Киргизию -с 4,8 до 9,9, в Армению — с 0,6 до 1,8 млрд долларов. (рис. 1). 90 80 ¡Ё 70 :: о ч 60 Г-‘ £ 50 -!

5 40 ::: — 30 20 г 10 0 -! :: ¡2 Россия 3 Беларусь □ Казахстан □ Киргизия ЗАрмения 2015 2016 2017 2021 Рис.

1. Стоимостный объем экспорта товаров из развивающихся стран на территорию государств — членов ЕАЭС1 (в млрд долл.) В настоящее время деятельность таможенной службы основывается на использовании системы управления рисками, обеспечивающей эффективное проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств.

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

рублей, что на 5% больше по сравнению с 2019 годом (30,3 млрд. рублей) и на 12,3% больше по сравнению с 2021 годом (рис.

2). 34 32 30 28 26 31,8 30,3 28,2 2021 год 2019 год 2020 год Рис. 2. Динамика тарифных преференций, предоставленных таможенными органами в 2021-2020 гг., в млрд.

Рекомендуем прочесть:  Бик филиала европа банк

рублей По результатам деятельности таможенных органов в части контроля обоснованности предоставления тарифных преференций в 2020 году количество ДТ, в отношении которых осуществлены корректировки по отмене тарифных преференций, составило 5 223 единицы, что на 9% меньше по сравнению с 2019 г. (5 738) и на 9,2% меньше по сравнению с 2021 г. (5 747). Дополнительно начислено таможенных платежей на общую сумму 662,01 млн.

рублей или на 14% меньше по сравнению с 2019 г. (765,23 млн. рублей) на 15,1% меньше по сравнению с 2021 г. (780,3). В 2020 году в судебном производстве находилось 129 дел по вопросу определения происхождения товаров и (или) правомерности предоставления тарифных преференций (в 2019 г.

— 93 дела), из которых 99 дел (76,7%) рассмотрено (в 2019 г. — 68 дел). По результатам рассмотрения указанной категории дел судами были приняты решения в пользу таможенных органов по 53 делам, что составляет 53,5% от общего количества рассмотренных дел (в 2019 г. — 35 дел или 51,5% от общего количества рассмотренных дел).

Предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется при соблюдении ряда условий. Основными из них являются соблюдение критериев происхождения товаров, правил прямой отгрузки и непосредственной закупки, наличие оригинала сертификата о происхождении товара установленной формы, заполненного без ошибок.

Однако многолетняя практика ФТС России показывает, что правила и условия предоставления тарифных льгот и преференций не всегда соблюдаются, что является причиной отказа в их предоставлении.

Например, предоставляется поддельный сертификат происхождения, который дает право на тарифные льготы. Такие нарушения приводят к применению более низкой льготной ставки ввозной таможенной пошлины, что, в свою очередь, приводит к потере доходов государственного бюджета.

Особенности применения тарифных льгот и преференции в условиях функционирования Таможенного союза

Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям.

Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики. Таким образом, таможенно-тарифные льготы можно также определить как составную часть тарифного инструмента реализации внешнеторговой политики государства. Понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота» различаются, также как и понятия «таможенные преференции» и «тарифные преференции» (таблица 1.2).

Таблица 1.2 Различие в определениях «льгота» и «преференция» Понятия льготы Понятия преференции Льгота — особое право, преимущество, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Преференция — более благоприятный, чем обычно, торгово-политический режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран. Таможенная льгота — любые льготы, привилегии, преференции, касающиеся правил, установленных налоговым и таможенным законодательством.

Таможенные преференции — тарифные преференции, льготы по таможенным сборам, косвенным налогам и таможенным процедурам.

Тарифная льгота — льготное налогообложение в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе. Тарифные преференции — одна из разновидностей тарифных льгот и связаны с применением различного уровня ввозных пошлин таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения. Подготовлено по Сафонова, Е.А., Осипова, А.А.

Особенности предоставления тарифных льгот и тарифных преференций в рамках таможенного союза. — Ученые записки СПб филиала РТА, № 1 (38). — 2011. — С. 63-75. Таким образом, если рассматривать по широте обобщения понятия, то сначала стоит понятие льготы — преференция — таможенная льгота — таможенные преференции — тарифная льгота — тарифные преференции.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В 2017 году возросла сумма таможенных льгот, предоставленных в отношении товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, по отношению к 2016 году, что обуславливает рост предоставленных таможенных льгот в 2017 году. Важно отметить, что таможенные льготы, предоставляемые в соответствии с Особой экономической зоной в Калининградской области занимают значительную долю в общей сумме предоставленных таможенных льгот, например, в 2017 году в данной категории товаров общая сумма таможенных льгот составила 121,5 млрд.

рублей, в 2016 — 102,8 млрд. рублей, а в 2015- 123,9 млрд.

рублей. Таким образом, в данной категории товаров наблюдается рост показателя по отношению к 2016 году на 15,3% и практически сравнялся показатель с 2015 годом. Итак, опираясь на данные таможенной статистике, общая сумма таможенных льгот в 2017 году достаточно большая и федеральный бюджет недополучает данные средства, но в данном контексте таможенные льготы направлены на развитие отечественного производства, предпринимательской деятельности, привлечение иностранных инвестиций в промышленность страны. Но, несмотря на ряд преимуществ, получаемых от таможенных льгот, в механизме практической реализации данного института таможенного регулирования есть и ряд проблем.

Товары, попадающие под систему таможенных льгот — это товары группы риска, в отношении которых могут совершаться административные правонарушения, в рамках чего таможенным органам необходимо совершенствовать систему контроля за обоснованностью предоставления таможенных льгот и недопущение нарушений правил их применения [3]. По общему правилу, таможенные льготы должны предоставляться на те товары, которые не производятся в Российской Федерации, либо производятся, но только в ограниченном количестве, таким образом, предоставляются исходя из интересов национальных производителей. На сегодняшний день существует необходимость пересмотра законодательной базы в области применения тарифных льгот в отношении определенных

ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Основной целью таможенно-тарифного регулирования признаётся определение с помощью законодательно установленных видов проверок определение соответствия проводимых участниками таможенных отношений действий или операций в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, предупреждение и пресечение на основе этого таможенных правонарушений [3].

Одной из наиболее часто встречающихся проблем в области таможенно-тарифного регулирования выступает проблема контроля за неверным декларированием таможенной стоимости товаров. Данная проблема часто встречается как среди импортёров или экспортёров, так и среди уполномоченных сотрудников таможенных органов, осуществляющих контроль за определением таможенной стоимости.

В настоящее время проблеме определения и контроля таможенной стоимо- сти уделяется большое внимание ввиду высокой трудоёмкости её определения.

Проблему легко выявить на практике. Зачастую, при проведении статистического анализа внешней торговли, выявляется так называемая проблема «серого импорта и экспорта», т.е. недостоверного декларирования таможенной стоимости.

Проанализировав статистику экспорта и импорта таможенных органов РФ с цифрами стран-торговых партнёров, с помощью применения способа зеркальной статистики и сайта Международного торгового центра, зачастую выявляется значительное несоответствие данных показателей. К примеру, расхождение между импортом из РФ в Германию и экспортом из РФ в Германию в 2020 г.

составляет более 5 млн. долл. США [4]. Однако, следует понимать, что данная проблема возникает не только в корыстных целях субъектов ВЭД, но и вследствие различных подходов к ведению подсчётов таможенной статистики и присвоения различными странами различных кодов классификации на одни и те же товары. Проблема контроля таможенной стоимости также возникает вследствие манипуляции с ней в целях её занижения или завышения.

Как правило, обычно следует говорить о её занижении, что напрямую приводит к недополучению денежных

Тарифные преференции: институциональный аспект применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

п. Одной из составляющих таможенно-тарифного регулирования является единая система тарифных преференций ЕАЭС, нормативно-правовая база которой основывается на документах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Документы, регламентирующие применение тарифных преференций в еАЭс, включают в себя: — Договор ЕАЭС; — Протокол о единой системе преференций Таможенного союза; — Перечни развивающихся и наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС; — Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции; — Соглашение о правилах определения страны происхождения товаров; — Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (принято 06.04.2016 г., но не вступило в силу). Тарифные преференции представляют собой таможенные льготы специфического характера, подразумевающие снижение или отмену таможенных пошлин на определенные товары, поступающие из стран, в отношении которых действует преференциальный режим.

Для товаров, ввоз которых осуществляется из развивающихся стран, установлены сниженные ставки таможенного тарифа — 75 % от базового уровня.

Базовый уровень ставок установлен для товаров, импортируемых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми используется режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Товары, поступающие из наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно [1]. Однако эти правила распространяются не на все товары, ввозимые из развивающихся и наименее развитых государств.

Каждая страна (или интеграционное объединение) самостоятельно определяет перечень товаров, подпадающих под действие преференций, с учетом интересов национальных производителей, обеспечения сбалансированности развития внутреннего рынка, создания конкурентной среды и характеристики самого товара, т. е. может производить изъятия из национальной схемы преференций.

Так, например, независимо от страны происхождения,

Актуальные вопросы применения нового таможенного законодательства в части администрирования таможенных платежей и предоставления льгот по их уплате

Сейчас есть общий срок корректировки не более 30 дней. Мы сами ориентируемся на то, чтобы корректировки по погашению задолженности делать в максимально быстрые сроки и в максимально автоматическом режиме, чтобы никому не создавать временных и иных задержек.

Возможно вы не на все нормативно-правовые акты, разработанные в рамках 289-ФЗ, так пристально обращали внимание с учетом того, что нормы и приказы пока не вступили в силу.

Однако в части платежного блока и таможенных платежей почти все нормативные акты подготовлены и разработаны.

Их достаточно много, и они, зарегистрированные в Минюсте, ждут своего вступления в силу. Перечислю часть из них. – это возврат авансовых платежей и формы.

Думаю, что в рамках эксперимента вы ей уже пользуетесь. – это формы и уведомления о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных.

В соответствии с 289-ФЗ, как только произошел зачет излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных пошлин, налоговых и авансовых платежей, таможенный орган должен направить вам уведомление о том, что вы получили свои денежные средства. – это акт выверки расходования денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядок проведения этой выверки.

. Это форма заявления лица, внесшего авансовые платежи о предоставлении отчета об их расходовании. Этот приказ вступит в силу вместе с положениями 289-ФЗ. Мы постарались, были жесткие сроки.

Мы ждали протокол со дня на день, поэтому в январе-феврале получили эти акты, зарегистрированные Минюстом. – это порядок ведения лицевых счетов плательщика. – это форма заявления о выплате процентов и порядок подачи этого заявления.

Напомню, что проценты начисляются на суммы излишне взысканных таможенных пошлин и налогов.

Выплата процентов производится только в заявительном порядке.