Проблема выбора жизненного пути преступление и наказание

Проблема выбора жизненного пути преступление и наказание

Оглавление:

Свобода выбора и ответственность за него (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)


Одним из главных постулатов романа Ф.

Достоевского «Преступление и наказание» является утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе.

Только он, в конечном счете, принимает все решения в своей жизни.

Однако, сделав выбор, человек берет на себя и ответственность за него. Это значит, что все последствия своего решения он также будет «переживать» сам.

Герой «Преступления и наказания» делает несколько роковых выборов в своей жизни. Одним из важнейших является решение убить человека.

Раскольников подводит под этот поступок множество теоретических доказательств – он формулирует целую теорию, оправдывающую убийство. Согласно ей, определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число.

Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив ростовщицу-«кровопийцу».

Уже до самого убийства, только приняв решение, Раскольников начинает расплачиваться за него.

Ему снятся сны (сон с лошадью), в которых внутренняя, «человеческая», природа героя протестует против убийства живого существа. Далее, во время самого убийства, под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра, кроткая Лизавета.

Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней Мармеладовой, к тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в «первый ряд», а всех остальных зачислить во «второй», и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать.

Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был этот роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он является преступником, — не только по законам человеческим, но и по законам божьим. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но виноват и в убийстве собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Таким образом, Ф. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора.

Однако к любой свободе нужно подходить очень ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира

Надо сказать, что рассмотрение этой темы было заложено в работах М.М.Бахтина, но по соображениям цензуры он не мог дать развитие этой темы и лишь очерчивает ее пунктирной линией. Русские религиозные философы (Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Соловьев, Л.Шестов и др.) Много писали о связи между творчеством Ф.М.Достоевского и христианской традицией, работа которой незаслуженно была забыта на долгие годы. Ведущее место в этих исследованиях сегодня занимает Петрозаводский государственный университет во главе с В.Н.Захаровым, который в своей статье

«О христианском значении основной идеи творчества Достоевского»

пишет: «Эта идея стала «сверхидеей» творчества Достоевского — идеей христианского преображения человека, России, мира.

И это путь Раскольникова, Сони Мармеладовой, князя Мышкина, хроникёра в «Бесах», Аркадия Долгорукого, старца Зосимы, Алёши и Мити Карамазовых». И далее: «Пушкинской идее «самостояния» человека Достоевский придал христианский смысл, и в этом вечная актуальность его творчества». Очень интересные работы на ту же тему написаны Т.А.Касаткиной, которая рассматривает произведения Ф.М.Достоевского как некие священные тексты, построенные по христианским канонам.

Исследователь Ф.И.Евнин указывает, что в шестидесятых годах произошел перелом в мировоззрении Достоевского, «Преступление и наказание» — первый роман, в котором Достоевский пытался выразить свои новые религиозные и этические взгляды.

«В третьей записной книжке к «Преступлению и наказанию»

недвусмысленно указывается, что «идея романа» — «православное воззрение, в чем есть православие».

В «Преступлении и наказании» у Достоевского впервые появляется персонаж, главная функция которого — служить воплощением «православного воззрения» (Соня Мармеладова)». Ф.И.Евнин очень настойчиво придерживается своего мнения.

«То, что в образе Сони религиозная защитная тенденция романа находит выражение, не нуждается в доказательствах»

. Тем не менее он аргументирует свой тезис и подводит его к самой четкой определенности: «В изображении Достоевского Соня Мармеладова.

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Главная » 2015 » Август » 9 » Сочинение на тему 13:42 Сочинение на тему На данной странице представлено сочинение на тему , которое было добавлено 09.08.2015.

Сочинение уже просмотрело человек, оценило 0 человек. Надеемся что сочинение на тему поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями.

Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение. напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни.

Автор не нагнетает “ужасы” — его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Его герои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают, чтобы постичь смысл жизни.
Его герои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают, чтобы постичь смысл жизни.

Поэтому из реальной действительности Достоевский переносит в свой мир главную проблему — проблему выбора пути — в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.

Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой.

Третьего не дано. Почему так? Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой?

Во всей ее остроте — лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир.

Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее — ты сам или окружающие?

Твоя жизнь или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или — или.

Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил его так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти “через Достоевского”: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Сочинения | Добавил: (09.08.2015) Просмотров: 1 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0 Всего комментариев: 0 Войдите:

  • Отправить Вконтакте Категории раздела Сочинения Эссе Краткое содержание книг Образец Анализы стихотворений Популярное Вход Войти через uID Старая форма входа E-mail:[] Пароль: запомнить Забыл пароль | Регистрация Добро пожаловать на гдз-класс.рф сайт с готовыми домашними заданиями!

    Уверены, ваши родители и мечтать не могли о таком прекрасном помощнике в учебе, так что цените момент и пользуйтесь на здоровье. На ГДЗ класс вы обнаружите более 655 решебников с 1 по 11 класс.

    Тут есть решебники по математике и геометрии, физике, литературе – тысячи полезных электронных страниц, которые обязательно выручат вас в сложной ситуации. Теперь не нужно ждать возвращения домой родителей, выпрашивать ГДЗ у отличников и учеников из параллельного класса. Вся необходимая информация доступна для вас в онлайн-режиме 24 часа в сутки.

    Надоело получать низкие баллы, не нашли общего языка с учителем, даже после повторного объяснения темы мало что поняли и мучаетесь над домашним заданием? Не переживайте, просто откройте раздел с нужным предметом и выберите подходящий к вашему учебнику решебник.

    Там есть и ответы, и алгоритм действий, и разъяснения.

    Внимательно посмотрите онлайн на ход решения конкретной задачи и попробуйте по такому же принципу расправиться с аналогичной. Наверняка получится, и вам даже понравятся все эти уравнения, физические и химические законы. Наши ГДЗ рассчитаны на школьников из России, Украины и Беларуси, они составлены по общепринятым образовательным программам, поэтому обязательно подойдут вам.

    Они помогут вам подготовиться к урокам математики, биологии, языкам, географии, информатики и даже музыки.

    Главное воспринимать решебники как помощника, а не материал для бездумного копирования, тогда любая контрольная или ответы у доски будут даваться вам легко.

    Вы исправите ошибки, избавитесь от сомнений, разъясните все непонятные моменты и хорошо усвоите школьную программу. Получать знания можно и онлайн, с нами это очень просто!

    ГДЗ-класс.рф — пользуйся с умом.

    Правообладателям Конфидециальность Cookies Соглашение Copyright Готовые Домашние Задания ответы решебники © 2021 Создать бесплатный сайт с uCoz

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский В романе Достоевского “Преступление и наказание” впервые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей.

Ведь писатель работал над ним в условиях трудной […]. В романе “Преступление и наказание” Ф.

М. Достоевский достигает вершины своего таланта. Он с величайшим мастерством изображает перед читателями душевный мир запутавшегося в своих мыслях и сомнениях человека – Родиона Раскольникова. Убийца – такой приговор выносит справедливое общество главному герою.

Да, автор соглашается, его герой убийца.

Но этим определением не исчерпывается характеристика образа.

потому что […]. Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, – так отмечает он в записных книжках.
Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, – так отмечает он в записных книжках.

Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. […]. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” несет в себе огромный философский смысл, на который нас наводит главный герой произведения Родион Раскольников. Но для того чтобы полностью понять, почему именно этот молодой человек стал неотъемлемой частью данного творения, мы должны ответить на ряд вопросов, связанных с ним.

Постепенно вся сущность персонажа развернется перед нами полностью. […]. Музыка в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя.

Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь.

Диапазон музыки у Достоевского широк – от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе “Преступление и […]. Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание” I.

Проблема нравственного выбора в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.М.

Достоевского «Преступление и наказание». Разным героям в разных обстоятельствах приходится принимать решения, от которых зависит не только их жизнь, но и жизни других. Родион Раскольников – бедный студент юридического факультета, проживающий в Петербурге. Он бросает учёбу из-за нехватки средств. Молодой человек живёт верой в свою теорию, согласно которой люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных», причём последние могут помыкать первыми.
Молодой человек живёт верой в свою теорию, согласно которой люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных», причём последние могут помыкать первыми. Для проверки это теории Раскольников замышляет убийство старухи-процентщицы.

Его терзают сомнения: «Разве я способен на это?». Такие причины, как бедность, письмо матери, в котором она рассказывает, на что пришлось пойти его сестре Дуне, а также история пьяного чиновника Мармеладова подталкивают студента на преступление. В конце романа перед Родионом Раскольниковым встаёт нравственный выбор: воспользоваться признанием Миколы или принять вину на себя и отречься от своей теории.

Молодой человек выбирает последнее, и это правильно, с точки зрения морали. Софья Семёновна Мармеладова – ещё одна героиня романа, с которой мы впервые знакомимся по рассказу её отца.

Это робкая, скромная, верующая в Бога девушка. Она совершает грех не против общества, а против себя. Однако, её решение невольное. Соня «идёт на панель», чтобы помочь семье материально. Когда девушка узнаёт о преступлении Раскольникова, она не оставляет его, а стремится помочь, направляя молодого человека на верный путь.

Когда девушка узнаёт о преступлении Раскольникова, она не оставляет его, а стремится помочь, направляя молодого человека на верный путь. В этом и заключается нравственный выбор героини. Аркадий Иванович Свидригайлов – один из второстепенных героев, совесть которого тоже отягощена грехом: он совратил и фактически убил невинную девочку.

Этому человеку предстоит сделать нравственный выбор: искупить вину добрыми поступками или оборвать свою жизнь. В итоге, Свидригайлов совершает самоубийство.

Подводя итог, можно сказать, что Фёдор Михайлович Достоевский, раскрывая внутренний мир своих героев, ставит их перед нравственным выбором. Тот, кто действует согласно морали – сильный духом, а тот, кто отступает – слабый.Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id68297Обновлено: 2019-11-26 Опубликовал(а):

Поиск выбора пути в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников и Софья Мармеладова являются центральными героями.

Каждый из них выбрал свой жизненный путь, переступив через общепризнанные законы. Они являются грешниками: Раскольников совершил преступление против человека, а Соня против себя.

Так каковы были жизненные пути Родиона и Софьи?Родион Раскольников — бывший студент университета, живущий в нищете.

Раскольников был замкнут в себе, довольно самолюбив, горд и высокомерен, но в это же время добр и великодушен.

В его душе развернулся нравственный конфликт. Родион предложил идею, разрешающую «кровь по совести».

Он считал, что все люди делятся на два разряда: «твари дрожащие» и «право имеющие». Второй разряд имел возможность влиять на ход истории. Раскольников хотел узнать, к какому же разряду он относился.

Родион решился на убийство старухи-процентщицы.

Довольно долго и тщательно он готовился к совершению преступления. В его душе происходила борьба между добром и злом.

И всё-таки он осмелился. Но вместе с процентщицей Раскольников был вынужден убить и её сестру — Лизавету, которая стала случайной свидетельницей. После содеянного Родион страдал, его мучили собственные осуждения и угрызения совести.

Он разочаровался в своей теории и признал себя «тварью дрожащей», утверждая, что не старуху убил, а себя. Он не смог вытерпеть нравственных мучений и раскаялся в содеянном. Принципиальность, непреклонность и гордость героя наставили его на неверный путь.

Родион Раскольников выбрал свой жизненный путь, став убийцей.

Однако благодаря Софье Мармеладовой, о которой речь пойдет дальше, он смог взойти на путь возрождения.Софья Мармеладова — дочь отставного чиновника, Семена Михайловича, женатого на Катерине Ивановне. Соня, добрая, великодушная, скромная и робкая девушка, жила за чертой нищеты. Отец пил, больная чахоткой мачеха и дети её голодали.

Софья, глубоко верующая в Бога, жертвуя собой ради семьи, решилась жить «по желтому билету». Она считала себя бесчестной и великой грешницей. Соня совершила преступление против себя.

Но она торговала телом, а не душой!

Софья Мармеладова чрезмерно верила в Бога, что позволило ей сохранить душевную чистоту.

Её дух был не сломлен, несмотря на жестокость судьбы к ней.

Она осознавала, что нужна семье, ради них она жила, жертвовала и страдала.

Девушка способна сочувствовать, сострадать ближнему, а также наставлять на истинный путь, что она и совершила по отношению к Родиону Раскольникову. Софья Мармеладова выбрала путь самопожертвования и религии, сохранив свою душевную чистоту.Итак, каждый из нас выбирает свой путь и строит свою жизнь.

Во многом выбор зависит от окружающего общества, принципов и ценностей.

Родион Раскольников и Софья Мармеладова, герои романа, живущие за чертой нищеты, преступили через общепринятые законы. Родион преступил уголовный закон, совершив убийство. А Соня преступила нравственный закон, решившись жить «по жёлтому билету».

Но всё же героев спасла вера, сострадание и любовь к ближним. Родион и Софья смогли встать на путь возрождения.Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id75454Обновлено: 2020-02-29 Опубликовал(а):

«Жизненный путь — это постоянный выбор» Аргументы А.

Н. Островский «Гроза», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение)

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.Часто люди делают ошибки в своём решении, но от них никуда не уйти, потому что жизнь — это череда удачных и неудачных событий. Из ошибок складывается наш жизненный опыт и формируется мировоззрение.

Однако важно осознавать их вовремя, иначе будет поздно уже что-либо исправлять.

Приведу примеры из литературных произведений, подтверждающие справедливость моих слов.

Так, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» повествуется о жизни обитателей города Калинов. Главная героиня, Катерина — молодая женщина, замужем за «маменькиным сынком» Тихоном Кабановым.

Они живут вместе с его матерью, Марфой Игнатьевной Кабановой, она является авторитетом в доме и все стараются выслушать и угодить её прихотям. Катерина чувствует несправедливость окружающего мира, она несчастна, до замужества она была резвой и весёлой девушкой.

Ей нравится быть свободолюбивой, но в браке за Тихоном её свободу подавляет его мама. К сожалению, она не может дать отпор, так как была воспитана в семье с ценностями, которые не позволяют грубить старшим. Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, они влюбились в друг друга и она начала тайно встречаться с ним.

Однако Катерина не смогла обманывать мужа и Кабаниху, в следствие чего призналась в своей интрижке.

Она понимает, что её поступок по отношению к мужу был ужасным, но Катерина хочет обрести счастье.

Когда Борис говорит ей о том, что уезжает в Сибирь, Катерина решается сбежать, но Борис оказывается трусом и не берёт её с собой.

После того, как её любимый человек уезжает, Катерина не видит смысла жить дальше и бросается в Волгу. Безусловно, Катерина представлена, как несчастный «лучик света в тёмном царстве», однако к собственной погибели её привели последствия выборов, сделанных когда-то её.

Выход замуж за Тихона, замалчивание своего недовольства, ложь близким людям — всё это были её выборы.

Жизнь Катерины сложилась бы совершенно по-другому, если бы она делала правильные жизненные выборы. Другой пример, из произведения Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание», Родион Раскольников — главный герой, бедный молодой человек, живущий в Петербурге.

Его положение дел оставляет желать лучшего, он фактически нищенствует, ничего не ест и даже не может оплатить аренду квартиры, которую снимает. Он уже начинает подумывать об убийстве старухи-процентщицы, однако, не решается этого сделать.

Неожиданно ему приходит письмо от матери, которая решила выдать свою дочь замуж за Лужина — сорока пятилетнего мужчину, со стабильным доходом.

Раскольникова не устраивает это, ведь его молодую сестру хотят отдать в руки взрослого мужчины по расчёту. Родион решает, что единственный выход в этой ситуации — это убийство старухи-процентщицы.

Он решается на это и совершает этот скверный поступок, затем его терзают муки совести, он не может хранить в себе эту тайну и в какой-то момент рассказывает об этом своей возлюбленной, Сонечке Мармеладовой.

Соня — девушка с нелёгкой судьбой, в свои 18 лет она обеспечивает своего отца, мачеху и её детей. В связи с тем, что она обладает огромным состраданием и милосердием, Соня решается пойти работать «по жёлтому билету». Она понимает, что кроме неё никто не может помочь её семье, поэтому решается на такое.

Когда она слышит признание Раскольникова, Соня направляет его сделать правильный выбор — признаться в содеянном. Она обещает ждать его из тюрьмы и продолжать любить, ведь героиня искренний человек, способный на прощение окружающих.

Родион принимает наказание — восьмилетнюю каторгу в Сибири.

Вот к чему привела героя череда его жизненных выборов. Если бы он не совершал ошибки в своих решениях, то не нашёл бы свою любовь, поэтому не нужно бояться их совершать, главное вовремя их осознать.

Таким образом, работа над сочинением помогла мне понять следующее: человек постоянно делает какой-то выбор и только от него самого зависит будет ли он счастлив или нет. Не нужно бояться ошибаться, надо пугаться вовремя не осознать оплошность.Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id124383Обновлено: 2021-04-09 Опубликовал(а):

Проблема выбора пути в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В напряженной и трагической реальности романа Достоевского как шелуха отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает «ужасы» — его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Его герои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают — чтобы постичь смысл жизни. Поэтому из реальной действительности Достоевский переносит в свой мир главную проблему — проблему выбора пути — в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.

Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой. Третьего не дано. Почему так?

Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте — лишь в исключительных случаях.

Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса.

Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир.Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее — ты сам или окружающие? Твоя жизнь — или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или — или.Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь.

Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил ого так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти «через Достоевского»: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху-процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным…

Проблема нравственного выбора (по роману Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»)

  • , учитель русского языка и литературы

Разделы: , Класс: 10 Ключевые слова: , , , , сон Раскольникова

Назад Вперёд Загрузить (631 кБ)

  • Я – читатель: выразительное чтение эпизода.
  • Автор (анализ авторской позиции):
    • место эпизода в композиции романа;
    • система образов, символика.

Символика образов

  • «Черная, пыльная дорога» – символ…
  • Церковь и кладбище – символ…
  • «Кабак, большой кабак» – символ …
  • Савраска – символ …
  • «Толпа» – символ…
  • «Черная, пыльная дорога» – символ неверного выбора жизненного пути.

  • Церковь и кладбище – символблизости к Создателю, символ безгреховности и святости.
  • «Кабак, большой кабак» – символ падения нравственного.
  • Савраска – символ беззащитности.
  • «Толпа» – символ отсутствия человечности, индивидуальности, ответственности.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС Почему же маленький Родя, такой хороший, добрый, став взрослым, идёт на преступление?

  • Каков «поводырь»?
  • Теория Раскольникова:
    • Цель: счастье людям.
    • Средства: «кровь по совести».
    • Исполнители: «избранные», «право имеющие».

Где допущена трагическая ошибка? Идеал – действенная жертвенность ради ближнего (Иисус Христос: «Я для ВСЕХ»).

  • Такой нравственный выбор утопичен или реален?
  • Это устарело или современно?

Обоснуйте ответ. 7.05.2019 Поделиться страницей:

Проблема выбора пути в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»

/ / / /

В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни.

Автор не нагнетает “ужасы” — его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Его герои видят мир в философском аспекте, а в жизнь вступают, чтобы постичь смысл жизни. Поэтому из реальной действительности Достоевский переносит в свой мир главную проблему — проблему выбора пути — в столь сконцентрированном виде, в каком она в нашей обыденности существовать не может.

Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой.

Третьего не дано. Почему так?

Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой?

Во всей ее остроте — лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они просто не захотели его увидеть, осознать, остановиться и осмыслить себя и мир.

Потому что в ином звучании этот вопрос можно сформулировать так: что для тебя лично важнее — ты сам или окружающие? Твоя жизнь или жизнь чужая? И здесь решение может быть только однозначным: или — или.

Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил его так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.

Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти “через Достоевского”: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным. 31242 человека просмотрели эту страницу.

или и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов.

В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они, вплоть до […].Итак, три момента важны в теории Раскольникова: альтруистический – помощь униженным людям и месть за них, эгоистический – когда “все позволено” и решил испытать себя, не “тварь ли я дрожащая”, и, наконец, самоказнь-когда оказалось, что “не выдержал”. В. И. Кулешов “Преступление и наказание” – наиболее значительный и совершенный роман Ф.

М. Достоевского. В нем с […].Достоевский – это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись “Европейская и Русская цивилизация”, что это – город, насильственно построенный, неестественно создавшийся.

Поэтому Петербург – город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

Если посмотреть, что означает имя Петр, то […].Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: “Все ли люди равны в своих правах и обязанностях или существуют индивидуумы, стоящие высоко над массой людской и имеющие гораздо большую свободу в действиях, нежели обыватели?” И по […].Творчество Ф.

М. Достоевского – одно из вершинных явлений мировой культуры.

В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

[…].Один из пяти великих романов Ф.