Снятие границ с кадастра

Снятие границ с кадастра

Оглавление:

Как снять объект недвижимости с кадастрового учета


В случае полного уничтожения, разрушения или гибели объекта недвижимости, в результате которых он полностью утрачивает свое функциональное назначение; уничтожения или разрушения части здания, в результате которого утрачивается существование отдельного помещения; вынесение судебного решения, которое отменяет факт постановки объекта на учет;в результате раздела объекта недвижимости на новые самостоятельные единицы учета – возникает необходимость снять объект недвижимости с кадастрового учета и прекратить право собственности на него. В противном случае данные об этом объекте недвижимости сохранятся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), а значит – будут переданы специалистами Росреестра в налоговую инспекцию. Чтобы не платить налог за несуществующий объект недвижимости, собственникам нужно снять объект с кадастрового учета и прекратить право собственности на него. За предыдущий год на территории республики сняты с кадастрового учета и прекращены записи о правах в отношении 52 объектов недвижимости.

Для снятия объекта с кадастрового учета понадобятся следующие документы: -заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Такое заявление вправе представить собственник здания или собственник земельного участка, на котором был расположен дом, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае, если права на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета зарегистрированы в ЕГРН, заявление подается одновременно на снятие с кадастрового учета и государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимости; -акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.

Акт составляется кадастровым инженером по результатам осмотра места. В случае прекращения существования помещения – кадастровый инженер подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком; -правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета. Они необходимы, если права на объект не зарегистрированы в ЕГРН; -судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда; -документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.

Заявление и необходимые документы можно представить следующими способами: -подать в бумажном виде в ближайший офис МФЦ.Перечень офисов МФЦ можно узнать по ссылке http://gogov.ru/tva/mfc. Если объект, который необходимо снять с кадастрового учета находится в другом регионе, можно обратиться в офис Кадастровой палаты по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Горная, д. 104 «а»; — подать в электронном виде на сайте Росреестрав разделе «Электронные услуги»- (заявление должно быть подписано электронной цифровой подписью); -отправить нотариально заверенное заявление и акт обследования в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью изготовившего его кадастрового инженера, на электронном носителе, почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

Процедура снятия с кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прекращения права собственности осуществляется бесплатно и подтверждается выпиской из ЕГРН. В реквизите «Статус записи об объекте недвижимости» выписки указывается, что объект снят с кадастрового учета, и дата его снятия.

Монгуш Ш.Б., специалист-эксперт Западного отдела Управления Росреестра по Республике Тыва

О снятии с государственного кадастрового учета земельного участка со статусом «временный»

Понятие временного статуса сведений о земельном участке было введено . Ранее, до 2017 года, при постановке земельных участков на , сведениям о вновь образованных земельных участках присваивался статус «временный». Для того чтобы такие сведения перестали быть временными и получили статус «актуальные», на образованные земельные участки в Росреестре должны быть (либо аренда, если земельный участок образовывался из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности).

Срок, в течение которого должна была совершиться регистрация права (либо аренды), составлял 5 лет со дня постановки на кадастровый учет земельного участка.

В противном случае, по истечении указанного срока образованные земельные участки снимались с кадастрового учета и приобретали статус «аннулированные». С 1 января 2017 года кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по новым правилам в соответствии с Закон о регистрации определил, что временный статус земельного участка сохранится до 1 марта 2022 года.
С 1 января 2017 года кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по новым правилам в соответствии с Закон о регистрации определил, что временный статус земельного участка сохранится до 1 марта 2022 года.

То есть земельные участки, поставленные на учет до 1 января 2017 года, которым уже присвоен временный характер сведений, сохраняют этот статус до момента регистрации права (либо аренды) на такой земельный участок, но не позднее 1 марта 2022 года.

Таким образом, «временный» статус земельного участка, образованного и поставленного на государственный кадастровый учет до 1 января 2017 года, может быть изменен на «актуальный» с момента государственной регистрации права (либо аренды) на такой участок или на «архивный» после 1 марта 2022 года, когда он автоматически будет снят с кадастрового учёта, если на него не зарегистрированы права в ЕГРН.

Снятие с государственного кадастрового учета земельных участков, имеющих статус сведений «временные», предусмотрено в следующих случаях (): по истечении срока – автоматически после 1 марта 2022 года (этот случай рассмотрен выше); до истечения этого срока по представленному в Росреестр заявлению: — собственников исходных земельных участков, в результате преобразования которых (раздела, объединения, перераспределения, выдела) был образован земельный участок со статусом сведений «временный»; — представителя уполномоченного на распоряжение таким земельным участком органа государственной власти или органа местного самоуправления (при условии, что земельный участок со статусом сведений «временный» образован из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена).

Снятие с государственного кадастрового учета земельного участка является бесплатной процедурой и не требует оплаты государственной пошлины. Обращаем внимание на следующие особенности: В случае если «временный» земельный участок был образован путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из , на основании решения об утверждении проекта межевания земельных участков, с заявлением о снятии с кадастрового учета такого земельного участка в Росреестр может обратиться лицо, уполномоченное общим собранием. При отсутствии решения общего собрания и образовании «временного» земельного участка на основании решения собственника земельных долей об утверждении проекта межевания, с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого участка в Росреестр должны обратиться все участники общей долевой собственности на исходный земельный участок.

В случае если «временный» земельный участок был образован на основании решения органа власти или органа местного самоуправления для государственных или муниципальных нужд, такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только по заявлению лица, которое ранее и представляло заявление об осуществлении кадастрового учета (). При отсутствии возможности осуществить снятие с кадастрового учета земельного участка, имеющего статус сведений «временные» в порядке, предусмотренном , такие действия допустимы на основании вступившего в законную силу судебного акта, которым решен вопрос о снятии «временного» участка с кадастрового учета.

Снятие с кадастрового учета земельного участка

В соответствии с п.

3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости в трех случаях. Во-первых, когда сведения об участке содержатся в реестре недвижимости, но права на него не зарегистрированы. В таких случаях орган регистрации прав направляет в органы власти, в ведении которых находится участок, запрос о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения прав собственности.

Если в течение 3 месяцев не поступает ответ или в ответ приходит уведомление об отсутствии оснований для разграничения прав, такой земельный участок снимается с учета. Во-вторых, когда сведения об участке содержатся в реестре недвижимости, права на него не зарегистрированы, но на участке расположен объект недвижимости.

Тогда органом регистрации прав направляется уведомление о необходимости регистрации права на земельный участок владельцу объекта недвижимости, расположенного на данном участке.

Если через полгода в орган регистрации прав не поступает соответствующее заявление, то земельный участок снимается с учета. И последний случай — когда земельный участок, права на который не зарегистрированы, образовался из другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В данном случае направляется уведомление о необходимости регистрации права на земельный участок владельцу исходного участка.

Если в течение 6 месяцев на земельный участок, который образовался из другого земельного участка, не поступает заявление на регистрацию, орган регистрации прав снимает образованный участок с учета. Управление Росреестра по Тульской области рекомендует не ждать, пока придут подобные уведомления, и самим обратиться в орган регистрации прав с заявлениями о регистрации прав на земельный участок заранее, учитывая, что для подготовки документов может понадобиться дополнительное время. В соответствии с законодательством, права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию владельцев земельных участков. Чтобы не допустить ошибочного снятия с учета земельных участков рекомендуется внести сведения о наличии своих прав в ЕГРН. Для этого необходимо обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о регистрации прав и документом, подтверждающим право на земельный участок.

Такими документами могут быть: свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, государственный акт, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельство на право собственности на землю.

Снятие с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015г.

«О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), вступившим в силу с начала 2017 года, внесены значительные изменения в процедуры государственной регистрации прав на недвижимость и кадастрового учета.

Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права. Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.
Одним из таких изменений является возможность снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не была осуществлена процедура государственной регистрации права.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона ранее учтенными земельными участками являются те, государственный учет которых был осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; а также объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на них зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены, и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процедура снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков регламентирована п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), утвержденного приказом Минэкономразвития от 16.12.2015г.

№ 943. В зависимости от сведений, содержащихся в кадастре недвижимости о ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не осуществлялась регистрация прав, предусмотрено осуществление следующих действий: – при наличии сведений в ЕГРН об исходном земельном участке и его правообладателе орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости предоставления документов для осуществления регистрации прав в отношении образованных земельных участков в 6-месячный срок, в противном случае – они будут сняты с учета; – если в ЕГРН содержатся сведения о расположении объекта недвижимости на ранее учтенном земельном участке, в отношении которого не проведена процедура регистрации права, а также сведения о правообладателе этого объекта недвижимости, орган регистрации прав направляет последнему уведомление о необходимости проведения процедуры регистрации прав в отношении данного земельного участка в 6-месячный срок.

Иначе, такой земельный участок будет снят с учета. – при отсутствии в ЕГРН сведений о земельных участках, из которых образован ранее учтенный земельный участок; а также отсутствии сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок и о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в органы госвласти и местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (в том числе до разграничения права собственности на землю), будут направляться запросы о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок.
– при отсутствии в ЕГРН сведений о земельных участках, из которых образован ранее учтенный земельный участок; а также отсутствии сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок и о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в органы госвласти и местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (в том числе до разграничения права собственности на землю), будут направляться запросы о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок.

В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса, такой земельный участок будет сниматься с учета.

Рекомендуем всем правообладателям ранее учтенных земельных участков, в отношении которых не осуществлялась регистрация прав, не откладывать проведение данной процедуры.

Как снять с кадастрового учета земельный участок

Земельный участок вам нужно снять с кадастрового учета в случае, если из него (из них) образуются один или несколько новых участков.

Кроме того, если ранее на кадастровый учет была поставлена часть земельного участка, например, для ее передачи в аренду, ее нужно снять с учета, если аренда прекращается.

Для снятия с кадастрового учета земельного участка или его части вам нужно подготовить заявление, комплект необходимых документов и подать их в Росреестр удобным для вас способом.
Проведение снятия с кадастрового учета земельного участка подтверждается выпиской из ЕГРН Снять с кадастрового учета нужно:

  1. исходный земельный участок (участки),из которого образуется один или несколько новых участков.

В данном случае одновременно будет проводиться (Закона о госрегистрации недвижимости): — снятие с учета исходного земельного участка и прекращение на него прав; — постановка на кадастровый учет и регистрация прав на новые участки.

С заявлением о постановке на кадастровый учет и госрегистрации прав на новые участки должен обратиться собственник исходного объекта недвижимости (названного Закона).

Поэтому считаем, что он же одновременно должен подать и заявление о снятии с кадастрового учета исходного земельного участка и прекращении на него прав;

  1. часть земельного участка, которая ранее была поставлена на кадастровый учет, например, для ее передачи в аренду (, указанного Закона).

В зависимости от ситуации вам нужно подать одно из следующих заявлений: — только о госрегистрации прекращения ограничения (обременения) на часть земельного участка, если оно зарегистрировано.

В этом случае заявление о снятии части участка с кадастрового учета подавать не нужно, это сделают автоматически (, Закона о госрегистрации недвижимости); — только о снятии части участка с кадастрового учета, если ограничение или обременение не зарегистрировано (названного Закона).

Без вашего участия снимаются с учета, в частности (, , указанного Закона):

  1. часть земельного участка, поставленная на кадастровый учет до 1 января 2013 г. в соответствии с о кадастре, в установленных ;
  2. земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г., если в реестре нет сведений о правообладателе;
  3. земельный участок, кадастровый учет которого и (или) госрегистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2021 г., если право постоянного (бессрочного) пользования им или право аренды на него переоформлено на публичный сервитут согласно Закона о введении в действие ЗК РФ.

Независимо от того, как проводится снятие с кадастрового учета, одновременно с госрегистрацией прав или отдельно, вам нужно подготовить одно заявление. Оно. При этом учитывайте следующие особенности его заполнения:

  1. в проставьте знак «V»:

— в — если кадастровый учет и госрегистрация проводятся одновременно; — в — при осуществлении только кадастрового учета;

  1. в реквизите 5 заявления проставьте знак «V» в «снятие с учета».

Учитывайте, что при образовании из исходного земельного участка (участков) нового участка или участков должны проводиться две процедуры. Поэтому вам нужно заполнить два заявления: — о снятии с кадастрового учета исходного земельного участка и госрегистрации прекращения прав на него; — о постановке на кадастровый учет нового (или новых) земельного участка и госрегистрации прав на него.

В этом заявлении указываются все образованные участки (Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920).

Независимо от того, проводится снятие участка с кадастрового учета одновременно с госрегистрацией или отдельно от нее, нужно подготовить общий , такой же как и для госрегистрации.

По общему правилу, вместо правоустанавливающего документа в качестве документа-основания нужно представить(Закона о госрегистрации недвижимости).

Для снятия земельного участка с кадастрового учета как вместе с госрегистрацией, так и без нее установлен единый . Снятие земельного участка с кадастрового учета проводится в следующие сроки: СитуацияСроки проведения кадастрового учета, если документы представлены в подразделение Кадастровой палатычерез МФЦ Одновременное снятие с кадастрового учета и госрегистрация прав10 рабочих дней (Закона о госрегистрации недвижимости)12 рабочих дней (названного Закона) Снятие с кадастрового учета без одновременной госрегистрации правпять рабочих дней (указанного Закона)семь рабочих дней (названного Закона) Снятие с кадастрового учета подтверждается выпиской из ЕГРН.

При этом в «Статус записи об объекте недвижимости» указывается, что объект снят с кадастрового учета, и дата его снятия. Выписку выдадут только в случае, если вы указали это в (Закона о госрегистрации недвижимости, Приложения N 7 к Приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).

Вне зависимости от того, как проводилось снятие с учета, одновременно с госрегистрацией или без нее, подтверждающие документы выдаются организации в едином .

Не выходя за границы: как исправить ошибку при пересечении границ земельных участков

3.

Орган регистрации прав также вправе самостоятельно исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении и площади земельного участка.

В соответствии с части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

При получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации.

Согласно части 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ по истечении трех месяцев со дня направления указанным в настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без

Что такое снятие земельного участка с кадастрового учета, зачем оно нужно и как провести?

Если земли находятся в ведении муниципальных властей, то придется предъявить решение инженера им, и на его основании получить акт о признании земель негодными к использованию. Процедура снятия ЗУ с учета проходит в несколько шагов.

Если посещаете отделение Росреестра лично, то заявление нужно писать на типовом бланке, в который придется занести все сведения о ЗУ. В заявлении на определенных полях указывается:

  1. Сведения о заявителе или его представителе: Ф. И. О., адрес, паспортные данные, СНИЛС.
  2. Контакты заявителя.
  3. .
  4. Подпись, дата.
  5. Причины снятия ЗУ с учета.
  6. Перечень документации.

Если отправляете бумаги по почте (о чем ниже), то заявление можно составить в свободной форме простой синей шариковой ручкой на обычном листе А4, соблюдая некоторые правила:

  • В левой верхней части бумаги: сведения о регистрирующем органе, ниже паспортные данные о заявителе и кадастровый номер ЗУ.
  • Подпись, дата.
  • Заголовок – «Заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета».
  • Перечень прилагаемых документов.
  • Основная часть: просьба снять ЗУ с учета и список законных оснований.

При пересылке подпись придется нотариально заверить.

Пакет документов практически не различаются в зависимости от того, кто подает заявление: физическое или юридическое лицо. Общий перечень бумаг будет таким:

  1. Нотариально заверенная копия доверенности право представлять интересы организации (если заявитель – юридическое лицо).
  2. Оригинал паспорта заявителя.
  3. Правоустанавливающий документ.
  4. Акт кадастрового инженера о межевании, если проводилась реорганизация.
  5. Свидетельство о праве собственности.Если выяснится, что в кадастре отсутствуют сведения об участке, то нужна будет копия бумаг на право собственности.
  6. Заявление на снятие ЗУ с .

Объект недвижимости снят с кадастрового учета: что это значит

Данные о недвижимости в виде земли и жилых или хозяйственных строений имеются в Государственном кадастре.

Онлайн сервис Росреестра позволяет проверить все сведения по кадастровому номеру – площадь, адрес, стоимость, форму собственности и др. Если в базе Росреестра больше не содержится никаких данных об имуществе с конкретным номером и характеристиками — это значит, что оно снято с кадастрового учета.

Комментарий «снят с кадастрового учета» означает одно — данный объект недвижимости уже не существует по разным обстоятельствам: от реорганизации до сноса и демонтажа. Поставить на кадастровый учет объект можно сформировав на землю или на дом.

Исключение из ГКН обозначает то, что объект снят с кадастрового учета, потому что имели место:

  • кадастровые работы по разделу участка или объединению земель;
  • реконструкция дома с изменением его параметров и качественных характеристик;
  • снос пришедшего в негодность или разрушенного стихиями строения;
  • разделение промежуточными стенами или объединения нескольких зданий под одной крышей;
  • реорганизация коммунальной квартиры.

Демонтаж построек, их исключение из баланса организаций, за которым они числились, или физ.

лица означает, что они сняты с кадастрового учета. Перед тем, как снять с кадастрового учета разрушенный ранее дом, его владелец вызывает кадастрового инженера для осмотра и составления акта обследования объекта. Постройка может быть снесена по желанию хозяина или не подлежать восстановлению из-за влияния стихий.

Собственник, на основании заключения инженера, передает сведения в МФЦ, после чего происходит процедура исключения сведений о недвижимости на участке. Земельный участок может быть разделен на несколько частей. В таком случае по завершению процедуры образуются новые участки, а старый подлежит исключению из реестров.

Это может быть еще одной причиной по которой в сведениях об участке указано примечание, что его больше не существует. В этом случае у владельца должен быть оформлен , составленный землеустроителем. На основании заявления владельца о ликвидации дома при разделе земли под ним на части зданию присваивается особый статус, свидетельствующий об отсутствии данных о нем в реестре, что значит — объект снят с кадастрового учета.

Бывает так, что дом уже снесли, и возникает вопрос о том, как правильно снять его с кадастрового учета.

Хозяину все равно предстоит вызвать для изучения всех обстоятельств технического специалиста, который выдаст акт обследования.

Без этого документа постройку с регистрации не снимут.

Многоэтажное здание или его часть может находиться в аварийном состоянии. Перед сносом и до того, как снять многоквартирный дом с кадастрового учета, его хозяину придется оформить ряд письменных свидетельств.

Приглашенный инженер составит заключение о непригодности постройки для использования по назначению. Если это касается всего строения в целом, то помещения внутри него не нуждаются в индивидуальном осмотре. Аннулирование записи об имевшемся в многоэтажной постройке помещении в Росреестре значит, что квартира уже снята с кадастрового учета.

Ваш номер телефона: Заказать обратный звонок

Снятие с государственного кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ), вступившим в законную силу 01.01.2017. Согласно части 1 статьи 1 Закона №218-ФЗ, настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных Законом №218-ФЗ сведений, содержащихся в ЕГРН.

ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ). Государственным кадастровым учетом признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом №218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ). В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Законом порядке.

Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72). Частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета. Некоторое время существовало мнение, что отсутствие в Законе №218-ФЗ процедуры снятия с кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости на основании заявления заинтересованного лица может быть компенсировано судебным решением, принятым по иску о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Однако такая практика была признана порочной. На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия ранее учтенных земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.10.2019 №Ф08-9386/2019 по делу А32-5353/2019, постановление Шестнадцатого апелляционного суда от 05.11.2019 №16АП-4270/2019 по делу №А61-1544/2019, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 №15АП-5368/2019 по делу №А53-5368/2019).

Снятие с кадастрового учета земельного участка на основании решения суда

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

«Исследовав материалы дела, принимая во внимание, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет после 01.03.2008, имеют статус «

учтенный», установленных в законе оснований для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета в рассматриваемом случае не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд указал, что по смыслу пункта 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» во взаимосвязи с позицией, изложенной в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342, снятие земельного участка с государственного кадастрового учета возможно также на основании вступившего в законную силу решения суда о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Ни орган кадастрового учета, ни суды не могут принимать решения о снятии земельных участков с кадастрового учета при отсутствии к тому оснований, установленных в законе. Акты органов власти не могут создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков. Данную позицию выразила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 по делу N А55-12346/2017, Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.

Вместе с тем подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учета объекта, ранее поставленного на учет, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений Единого государственного реестра недвижимости и не может в связи с этим быть признан обоснованным (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2021 г. N 310-ЭС18-13357). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:По этой причине решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Оренбургской области N **** от 18.05.2011 Д. отказано в снятии земельного участка с учета и рекомендовано предоставить решение суда о снятии данного земельного участка с государственного кадастрового учета.

Установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Отмена указанного ненормативного акта администрации не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков.

1) могут быть сняты с государственного кадастрового учета до истечения трех лет со дня осуществления их государственного кадастрового учета по заявлению лица, на основании заявления которого государственный кадастровый учет таких земельных участков был осуществлен, либо по заявлению любого лица на основании решения суда;

Анализ судебной практики по вопросу снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости

Заявление о снятии с учета и прекращении права собственности на прекративший существование объект недвижимости смогут подать также и органы государственной власти или местного самоуправления при соблюдении следующих условий: – в отношении юридического лица – собственника недвижимости и участка, на котором она располагалась, если юридическое лицо было ликвидировано на момент подачи заявления о снятии с учета и прекращении права; – в отношении физического лица – собственника недвижимости и участка, на котором она располагалась, если данное лицо утратило правоспособность в связи со смертью и при отсутствии у него наследников.

С принятием указанного закона судебные споры по указанной выше категории дел заметно уменьшились. Другой причиной необходимости обращения в суд является невозможность подготовки Акта обследования по форме, установленной законодательством, в виду отсутствия проектной документации на снос объекта капитального строительства, которая необходима в соответствии с нормами главы 6.4 Градостроительного кодекса РФ.

Разработать проектную документацию по организации работ с целью сноса объекта владельцы не могут по причине прекращения его существования в натуре. В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

проект организации работ по сносу объекта капстроительства не требуется, если работы по сносу такого объекта, не связанного с реконструкцией или строительством нового объекта на месте снесенного, начаты до 04.08.2018. В этой ситуации, как показывает судебная практика по Омской области, суды также идут навстречу истцам, опираясь на принцип достоверности сведений ЕГРН (например, судебные акты Арбитражного суда Омской области по делам № А46-4172/2020, № А46-8708/2019).

Многие думают, что снять участок с кадастрового учета просто, достаточно подать в регистрирующий орган соответствующее заявление. Между тем, это не так. Существует

Как снять с учета земельный участок

Многие думают, что снять участок с кадастрового учета может собственник, просто подав в регистрирующий орган соответствующее заявление.

Между тем это не так. Существует исчерпывающий перечень ситуаций, прямо предусмотренных законом, когда участок с учета снять можно.

Исходя из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) снятию с кадастрового учета подлежат: — земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); — земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); — ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); — земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72). Если сведения о земельном участке, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом. Так, в соответствии с п. 1 ст.

11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Также, в силу п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации.