Судоустройство и процесс в древней рус

1. Суд и процесс в Древней Руси (IX-первая половинаXIIв.)


“Название волостель для чиновников, судящих и управляющих волостью, попадается, — указывал Н.Хлебников, — уже в Церковном уставе Ярослава и Уставе о земских делах, а в XVI столетии название волостелей существует непрерывно”8. Кроме того, он допускает, что в волостях судили судьи, “которых Правда знает под именем вирников, так как в древнейшее время, может быть еще до Ярославовой Правды, их обязанность состояла только в сборе вир, когда суд в волости производит старейшина, а княжеский чиновник лишь собирал виры; позднее эти вирники стали заменять старейшин и в народе получили название волостеля, а у князей все еще поодолжали называться вирниками”9. О суде веча сохранилось мало сведений, Очевидно, еще на этапе существования племенных объединений административная и судебная роль веча была достаточно высокой. “Вече такого же доисторического происхождения, — подчеркивал М.Ф.

Владимирский- Буданов, как и княжеская власть и власть боярской думы”10. Однако после образования государства роль князя стала значительно возрастать. Тем не менее вече свое значение в системе государственной власти потеряло не сразу.

“В сфере судебной власти вечу первоначально принадлежало, — писал М.Ф. Владимирский-Буданов, — право участия во всяком суде (“пред вратами градскими творить веще и суды”); суд производился князем и боярами в присутствии народа”11. Оно еще продолжало играть значительную роль особенно в княжествах северо-западной Руси.

Вече были подсудны дела особой государственной важности (о нарушении прав отдельных территорий, преступлениях против государства и др.). В Ипатьевской летописи (1146 г.) упоминается о том, что на вечевом собрании был определен порядок осуществления суда, который князь Игорь обещал соблюдать, включая и замену отдельных тиунов. Хотя уже в Псковской судной грамоте в ст.

4 указывалось: “А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех.”12. Другими словами, князю и посаднику запрещалось участвовать в рассмотрении судебных дел на вечевых собраниях.

Суд и процесс в Древнерусском государстве

Русская правда и ее происхождение древнерусский уголовный судебный Русская правда — древнейший русский сборник законов сформировалась на протяжении ХI-ХII вв., но отдельные ее статьи «уходят» в языческую старину. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре.

Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки — закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но кодекс обозначен легально-нравственным термином «Правда».

Принято делить сборник на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную.

В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей — сыновей Ярослава Мудрого.

Правда Ярослава включает — первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву.

Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.).

Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев

«дав им Правду, и устав, списав, тако рекши им: по ее грамоте ходите»

. За этими словами в Новгородской 1 летописи помещен текст Древнейшей Правды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19-43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения.

В текстах есть уточнения. из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей). Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в.
Со второй половины ХI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в ХП в.

По уровню развития правовых институтов социально-хозяйствейному содержанию это уже весьма развитой памятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды.

Особенности судебной системы и судебного процесса Древней Руси по «Русской Правде».

Если за клич не был произведен, или если вещь была найдена до истечения трех дней, или, наконец, если эта вещь была найдена не в своем городе или общине, а обладатель пропавшей вещи не сознался в хищении, то тогда приступали к своду.

Свод мог продолжаться до тех пор, пока не находился похититель. Но если .оказывалось, что похитителя нужно искать вне города, то собственник мог производить свод только до третьего лица, которое было обязано вручить собственнику вещи ее стоимость деньгами, а затем имело право продолжить свод.

При отыскании похищенного холопа собственник не вел свод дальше третьего лица. Третий добросовестный приобретатель передавал холопа собственнику, а сам мог вести розыски похитителя и продолжать свод. Если свод заканчивался отысканием вора, он должен был уплатить вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь, и уплатить штраф.

Иногда свод заканчивался тем, что приобретатель вещи не мог доказать добросовестность ее приобретения. Наконец, свод мог привести к границам государства. В этих двух случаях добросовестный приобретатель очищался от обвинения указанием на двух свидетелей покупки, которые приносили присягу.

При судебном разбирательстве стороны доказывали свою правоту при помощи судебных доказательств.

Основными судебными доказательствами были собственное признание и наличие свидетелей — послухов. Если одна сторона не могла добиться признания другой стороны и если послухи и видоки давали одинаково благоприятные показания, то прибегали к ордалиям, т. е. испытанию водой и железом.

Исследователи полагают, что испытание железом заключалось в схватывании руками раскаленного куска железа, Правым считался тот, кто не обжигался. Испытание водой заключалось в том, вероятно, что обвиняемого связывали веревкой и бросали в воду.

Если он шел ко дну, то считался невиновным и вытаскивался.

Средством доказательства был и судебный поединок (поле).

Победивший на поединке выигрывал процесс.

Очень часто применялась присяга.

До принятия христианства присяга состояла

Система судоустройства Киевской Руси (государственная, вотчинная, церковная).

Затем наступалавторая судебная стадия — свод.

Тот, у которого пропажа обнаруживалась, должен был указать, у кого он приобрел украденную вещь. «Свод» продолжался до тех пор, пока не обнаруживался человек, не способный объяснить, как к нему попала украденная вещь. Этот человек признавался виновным. Если вторая стадия не увенчалась успехом, переходили к третьей стадии, называвшейся гонение следа.

Если вторая стадия не увенчалась успехом, переходили к третьей стадии, называвшейся гонение следа.

Она представляла собой розыск преступника и поиск доказательств. Такой поиск проводился либо самим потерпевшим и его родственниками, либо членами общины. При разбирательстве стороны доказывали свою правоту при помощи судебных доказательств.

Виды доказательств в Киевской Руси: 1. Собственное признание обвиняемого. 2. Послухи (свидетели по слуху, кто что-то слышал; общественный защитник) и видоки (очевидцы факта).

3. Ордалии (суды Божьи, испытание железом и водой).

4. Присяга (применялась при отсутствии др видов док-в, заключалась в том, что около креста клали какую-то вещь, произносили текст присяги. присяга была подтвердительная (истец наверно подтверждал) и очистительная (ответчик)). Процесс носил устный и гласный характер, поэтому ничего не сказано о предоставлении письменных доказательств.

Судопроизводство по церковным уставам: Использовались епитимные доказательства. Епития позднее сочеталось с государственной карой.

С. В. Юшков считал, что в церковных наказаниях применялись и членовредительсткие наказание и церковные заключения. Вопросы церковного суда до недавнего времени вообще не являлись предметом изучения, все это создает определенные трудности. Все преступления, связанные с нравственностью, религией, были отнесены к области, церковного, епископского суда.

Незначительные дела рассматривал святительский суд, а если дело было серьезным или касация, то рассматривал епископский суд. Орган был единоначальным. Церковь рассматривала «невенчальные» дела, т.е.

незаконные, с церковной точки зрения, браки. Русская практика, в отличии от византийской, признавала за детьми от таких браков часть наследства.

Суд в древнерусском государстве. Судебная система в древней руси Зарождение суда на руси

Князья, их посадники и тиуны выполняли функции судей в судебном процессе, взимая за это определенную сумму. Таким образом, Древнерусское государство и его историчес­кие преемники имели уже вполне развитую правовую сис­тему.

Она заложила основу для раз­вития русского права на многие века вперед и повлияла и на право некоторых соседних с Русью народов. Глава 7. Государство и право Руси удельного периода (XII-―XIIIвв.) §1.

Раздробление Руси и его причины. Проблема лествичной системы наследования.

Изменение функций государства как основная причина становления удельной системы §2. Русские земли в условиях раздробленности.

Двухуровневая система организации власти удельного периода. Проблема республиканского и монархического начал в удельной Руси §3. Оценка роли удельного периода в истории Руси СодержаниеВведение 3 Глава 1.

Правосудие Киевской Руси 6 1.1. Киевской Руси 6 1.2. Судебный процесс Киевской Руси 13 Глава 2. Правосудие Новгорода и Пскова 18 2.1.

Судебные органы Новгорода и Пскова 18 2.2. Судебный процесс Новгорода и Пскова 23 Заключение 32 Список использованной литературы 34ВведениеИсторическое исследование любого явления имеет большое значение для понимания его сущности, роли и назначения в современном обществе. По мере становления государственности на территории современной России, усложнялись общественные отношения, постепенно создавались и укоренялись правила и нормы поведения в обществе, разрабатывалось правовое регулирование общественной жизни в целом, и в отдельных отраслях в частности.

Понимание сущности судебной власти и организации системы судебных органов, ее реализующих, в целях понимания необходимости дальнейшего развития системы отправления правосудия, требует исторического подхода к изучению становления правосудия в России.

Зарождение государственности неизбежно влечет за собой возникновение определенной нормативной базы, становление государственных органов, осуществлявших властные полномочия. Отсюда представляется интересным проследить начало становления

Судебная система в Древней Руси

Вира передавалась в княжескую казну. Родственникам потерпевшего выплачивалось головничество.

Вира была как одинарная, назначаемая за убийство простого свободного человека, так и двойная, назначаемая за убийство человека с привилегиями. Кроме того, имел место быть особенный вид виры, которая именовалась дикой или повальной, такая вира взыскивалась со всей общины.

Такой вид наказания назначался при совершении убийства без разбоя и в том случае, когда имел место быть отказ общины выдать своего подозреваемого, либо когда община не могла отвести от себя подозрений.

В таких ситуациях община платила за своего члена лишь в том случае, если он в прошлом принимал участие в вирных платежах за своих соседей.

Институт дикой виры исполнял полицейскую задачу, связывая всех членов общины круговой порукой.

Так, например, за нанесение увечий, тяжких телесных повреждений суд прибегал к применению полувир. Все другие преступные деяния, направленные против личности или имущественные преступления наказывались штрафом, размер которого зависел от тяжести преступлений. Штраф, или продажа, как он иначе именовался, поступал в казну, потерпевший получал денежное возмещение за причиненный ему ущерб, называемое уроком.
Штраф, или продажа, как он иначе именовался, поступал в казну, потерпевший получал денежное возмещение за причиненный ему ущерб, называемое уроком.

Итак, в соответствие с «Русской Правдой», сохранялись древнейшие составляющие обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), в случаях с кровной смертью. Однако доминирующей задачей наказания было возмещение как материального ущерба, так и морального вреда. Глава 2. Виды судов в Древней Руси .

Общинный суд Общинный суд был образован еще в догосударственный период и осуществлял свою деятельность наравне с государственными судами. Являясь обособленным субъектом осуществления правосудия, общинный суд появился и действовал как суд родовой общины, члены которой были связаны между собой кровными узами. На начальном этапе этот суд распространялся лишь на строго определенный круг лиц, состоявших в такой общине.

По прошествии времени, в связи с увеличением территории проживания

К вопросу об истории развития правосудия в Древней Руси Текст научной статьи по специальности «Право»

Те люди церковный, богадельный, митрополит ведаеть промежи ими суд, или обида которая, или задница.

Аще ли иному человеку будеть с ними суд, или обида которая, то обчий суд, а присуд и пересуд на полы»[4]. Анализ редакций показывает, что церковный суд рассматривал дела с участием духовных лиц, а также тех, кому церковь оказывает покровительство и помощь (больные, калеки, вдовы и проч.). Категории дел, которые рассматривает церковный суд с участием названных лиц — дела об «обидах» (оскорблениях) и «заднице» (наследстве).

Иными словами, уже в X веке в Древней Руси осуществлялось правосудие, причём с вполне логичным распределением компетенции между разными судами: суд князя вершил правосудие по светским спорам, а суд церковный — по спорам, имеющим особую социальную значимость. Хронологически следующим памятником права, определяющим деятельность суда и порядок ведения процесса, является Русская Правда, дошедшая до нас во множестве списков.

Традиционно отечественная историко-правовая наука разделяет эти списки на три группы: Краткая Правда (X-XI вв.), Пространная Правда (XI-ХУвв.), Сокращённая Правда (ХУв.). Толстая А.И. пишет: «<.>в X — XI вв.

укреплялся процесс, где ведущую роль играли князь и его администрация: тиуны, вирники, отроки, метельники, писцы. Тиуны — слуги князя играли важную роль при суде.

От них зависело, решить дело «право или не право».[7, глава 2] К моменту возникновения Краткой Правды судебная власть всё более институционализируется (хотя процесс этот находится ещё в начальной его стадии). Суд ставит целью своей установление «правды», т.е. справедливое рассмотрение спора в соответствии с нравами и правовыми нормами того времени.

Впрочем, суд церковный, в отличие от княжьего, светского, рассматривает дела в ходе инквизиционного, а не состязательного, процесса.

Наряду с судебным рассмотрением споров древнейшая правда сохраняет и кровную месть. Цечоев В.К. пишет: «Право мести предоставлялось только ближайшим родственникам.

Однако месть могла быть заменена

Судоустройство и судопроизводство в Древнерусском государстве.

Стр 2 из 8 Носило состязательный характер.

Нет деления на уголовный и гражданский процесс.

Обе стороны истцы. Начало процесса- заклич.

Доказательства: поличное (показания свидетелей), видок и послух, внешний вид потерпевшего, присяга, испытание огнем и водой, обнаружение украденного у подозреваемого.

Собственное признание. Решение – устная форма и выполнялось княжескими слугами. Причины феодальной раздробленности на Руси -Обширные просторы государства и этническая неоднородность населения. — Укрепление собственности феодалов на землю и их стремление к политической самостоятельности.

— Нечеткий порядок престолонаследования.

— Упадок Киева как торгового центра Натуральный характер ведения хозяйства, слабая связь между отдельными частями страны. Последствия: — усиление междуусобиц — Дальнейшее дробление княжеств (середина 12 в- 12, конец – 50, середина 13 – 250) — Ослабление обороноспособности + Экономический и культурный расцвет княжеств.

Влад-Сузд и Г-Вол 1) Владимиро-Суздальское княжество (Северо-Восточная и Западная Русь); 2) Галицко-Волынское (Южная и Юго-Западная Русь); 3) Новгородская Республика (Северо-Западная Русь). Северо-Восточная Русь отделилась от Киева во время княжения в Суздале Юрия Долгорукого. При нем возникают крупные города и укрепляются старые.

В центре возникает новый политически сильный город — Москва.

Наивысшего расцвета Владимиро-Суздальское княжество достигло при Всеволоде Большое Гнездо. К тому времени создается класс дворян, т.е.

служилый, военный слой, лично зависевший от князя. За службу дворяне получали земли или денежную плату.

Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией с сильным боярством. Особенность политической власти во Владимире: сюда пере-шел из Киева великокняжеский титул.

Владимир в 1300 г. стал центром православия, так как Киев, прежний центр веры, был разорен монголо-татарами. Галицко-Волынские земли отличались развитием крупного боярского землевладения.

Благодаря большому водному пути от Черного моря до Балтийского усиливались связи с другими княжествами. Расцвета оно достигло при Ярославе Осмомысле (1153—1187). Волынское княжество отделилось от Киева в середине XII в. В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкую и Волынские земли и присоединил Юго-Западную Русь.

В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицкую и Волынские земли и присоединил Юго-Западную Русь.

Его потомок Даниил Романович усилил княжескую власть и объединил всю Юго-Западную Русь и Киевскую землю. Новгородская и Псковская феодальные республики Новгород являлся одним из древних племенных центров, в последствии он превратился в опору нового гос. образования, на периферии кот.

стали возникать опорные центры — погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые тер-рии (Ладогу, Полоцк и т.

д.), но быстрый темп распространения привел к большой раздробленности феодал. владений. В период своего расцвета Новгородская земля не знала опустошительных набегов.

Огромные тер-рии республики по сравнению с городами-республиками феодальной Европы позволили создать особую форму правления.

Об-венный строй Новгородской республики. Феодалы делились на духовных и светских. 1) духовные феодалы:- монастыри и высшие духовные иерархи.

доход: — земля, кот. росла достаточно быстро за счет пожалования, по завещанию 2) светские феодалы:- бояре, житьи люди в известной мере своеземцы (земцы). Особенность Новгорода и Пскова -отсутствие княжеского домена, наличие землевладения городской общины.

— Бояре — потомки родоплеменной знати, крупные землевладельцы. Бояре — члены городской общины, что во многом определило их роль в полит.жизни республик. Особенность Пскова — отсутствие крупного боярского землевладения в связи с небольшими размерами республики, тем самым экономическое господство бояр не сильное, роль князя в Пскове выше, чем в Новгороде.

— Житьи люди — землевладельцы, члены городской общины. Они имели земли, населенные крестьянами, при этом горожан, Городское население- купцы, ремесленники, «молодшие люди».

Купцы в Новгороде и Пскове играли громадную роль. Они занимались как внешней, так и внутренней торговлей, но могли быть и землевладельцами. объединение в корпорации. черные, молодшие люди: — мастера, ученики, ремесленники и наймиты.

Гос. строй. Высший орган гос. власти в обеих республиках – вече главных городов. Ф-ции веча: — составление законопроектов;- решение эконом.

вопросов;- войны и мира,- выборы высших должностных лиц, архиепископа, суд. Совет господ — исполнительный, постоянно действующий орган. Подготовка вопросов к рассмотрению на вече.

Состав: архиепископ, посадник, старые посадники, тысяцкий, соцкий и др. должностные лица. Заседал д в палатах архиепископа. — посадник – избирался на один 2 года, из знатных боярских фамилий — тысяцкий – избирался на вече из знатных представителей аристократии.

Ведал вопросами военного ополчения, его дея-сть была связана с торговлей, возглавлял торговый суд, помогал посаднику; — архиепископ – избирался на вече из монахов, выходцев из боярской среды.

Управлял епархией, хранил казну, архив, возглавлял дипломатические переговоры. — князь – приглашался на княжение гражданами по договору, где прописывались условия службы.

Он стаял во главе управ-я и суда, но действовал под контролем и вместе с посадником.

Осуществлял оборону республики. Происходит административно-территориальное деление Новгородской и Псковской республики.

Деление, городов-столиц на концы, концов на сотни. Разделение Новгородской тер-рии на земли (или ряды, позднее название — пятины).

2 : Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). : для животных. Схемы и конструкции.

: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Суд и процесс в Древней Руси (IX-первая половинаXIIв.)

Кроме того, он допускает, что в волостях су­дили судьи, “которых Правда знает под именем вирников, так как в древнейшее время, может быть еще до Ярославовой Правды, их обязанность состояла только в сборе вир, когда суд в волости про­изводит старейшина, а княжеский чиновник лишь собирал виры; позднее эти вирники стали заменять старейшин и в народе получи­ли название волостеля, а у князей все еще продолжали называться вирниками”[13]. 25 О суде веча сохранилось мало сведений, Очевидно, еще на этапе существования племенных объединений административная и судебная роль веча была достаточно высокой.

“Вече такого же дои­сторического происхождения, — подчеркивал М.Ф. Владимирский- Буданов, как и княжеская власть и власть боярской думы”1.

Однако после образования государства роль князя стала значительно воз­растать. Тем не менее вече свое значение в системе государствен­ной власти потеряло не сразу. “В сфере судебной власти вечу пер­воначально принадлежало, — писал М.Ф.

Владимирский-Буданов, — право участия во всяком суде (“пред вратами градскими творить веще и суды”); суд производился князем и боярами в присутствии народа”[14] [15]. Оно еще продолжало играть значительную роль особенно в княжествах северо-западной Руси. Вече были подсудны дела особой государственной важности (о нарушении прав отдельных территорий, преступлениях против государства и др.).

В Ипатьевской летописи (1146 г.) упоминается о том, что на вечевом собрании был определен порядок осуществле­ния суда, который князь Игорь обещал соблюдать, включая и заме­ну отдельных тиунов. Хотя уже в Псковской судной грамоте в ст.

4 указывалось: “А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех.”[16].

Другими словами, князю и посаднику за­прещалось участвовать в рассмотрении судебных дел на вечевых собраниях. Вече рассматривало также чрезвычайные дела, связан­ные прежде всего с преступлениями, совершенными князьями и 26 посадниками.

Как указывал М.Ф. Владимирский-Буданов: “Вечу принадлежит суд политический (над князьями и посадниками): в 1097 г.

Судоустройство и судопроизводство в Древнерус. г-ве: виды судов, подсудность, принципы и стадии процесса, доказательства.

понимание славянами семьи и брака в Древнерусском государстве дает возможность называть семьей сложный союз супругов между собой и родителей с детьми.

Для бытия семьи были необходимы оба союза. Считалось, что один союз — союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи.

Сведения о семейном укладе до принятия христианства весьма немногочисленны и отрывочны.

Они свидетельствуют о наличии у различных племен в IX-X вв. моногамной семьи и полигамии.

Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом. В дохристианский период основными способами заключения брака являлись: 1.

Похищение невесты женихом «умычка» — один из наиболее древних способов заключения брака.

Он мог быть как действительным, так и формальным, мнимым.

С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Обряд похищения -«умыкания невесты у воды» — совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады.

Этот языческий обряд не исчез, и после принятия христианства: его следы можно обнаружить в свидетельствах о жизни зависимого населения вплоть до XV в.

+++++++. При покупке невесты у ее родственников продажа совершалась отцом, матерью девушки, а также главой рода или родового союза. Плата за невесту была связана с процедурой ее похищения и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп. Процесс покупки невесты уже в древние времена был достаточно сложным.

В процедуре предварительного договора (запродажной сделки) выделялись этапы: 1) сватовства — осмотра предмета сделки (невесты) через посторонних; 2) рукобитья — заключения сделки родителями жениха или самим женихом, с одной стороны, и родителями невесть; — с другой. Содержание сделки — величина выкупа и срок совершение брака.

Формы совершения сделки обычно словесная и символическая («рукобитье», «заручение»). Впоследствии они были дополнены религиозными формами, среди которых богомолье, литки, или пропоины (языческая жертва через возлияние).

11. Суд и процесс в Древнерусском государстве

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер.

Древнерусское право не знало разграничения между уголовным и гражданским процессами, хотя некоторые процессуальные действия могли применяться только по уголовным делам (гонение следа, свод). И по уголовным, и по гражданским делам применялся состязательный (обвинительный) процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами.

Побеждала та сторона, которая при рассмотрении показывала свою правоту.Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны.

Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям и присяге.

Ордалиями назывались судебные испытания — огнем, железом или водой. Испытания были жестокими и перешли к суду из родового обычая.Присягой, или ротой, называлась клятва истцов указывать только правдивые факты (как и в современном суде).Процесс делился на три стадии.

1. Первая стадия носила название заклич (объявление о преступлении), который делался в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи и назывались признаки для опознания. Если пропажа обнаруживалась за 3 дня, тот, у кого вещь находили, считался ответчиком. 2. Второй стадией процесса был свод.

Он осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него.

Человек, у которого обнаружили пропавшую вещь, должен был указать на продавца вещи и т.

д. Свод продолжался, пока не находился тот, кто мог объяснить, где он приобрел эту вещь.

3. Третья стадия судебного процесса — гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника.

Гонение следа осуществляли сами потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по «Русской правде» состояла из: свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; вещественных доказательств; ордалий; присяги.Видоками считались люди, которые присутствовали на месте преступления и могли дать показания. Послухи на месте преступления отсутствовали, но либо могли сообщить суду факты с чужих слов, либо обладали авторитетом и могли дать одному из ответчиков положительную характеристику.Процесс сбора вещественных доказательств был проще, чем сегодня, но тем не менее ими считались материальные следы преступления (особенно при убийствах).Если ни свидетелей, ни очевидной виновности одного из ответчиков не находили, то дело решалось божьим судом (теми же ордалиями) или полем — т.

е. поединком. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вузру

Он готовил к собранию веча законопроекты (правда, члены Совета Господ не имели право голоса), контролировали деятельность высших должностных лиц в городе и контролировал исполнительную власть, решал важные экономические вопросы. Еще одним видом суда на территории северной части Древней Руси был суд тысяцкого. Тысяцкий – это должностное лицо в Новгороде и Пскове, который избирался на неопределенный срок и обладал рядом полномочий, в том числе и в сфере судебной деятельности.

К основным его судебным функциям относились торговый суд, военный суд (суд над ополченцами). Также в подчинении у тысяцкого находилось множество мелких чиновников, которые объявляли решения веча, производили обыск, призывали к суду и докладывали суду о преступлениях.

Также существовал суд братчины. Его разбирательству подлежали все споры, возникшие на братчинном пиру, которые разбирал выборный братчинный князь и судьи.

Судебные разбирательства проводились на основе традиций и исконных обычаев.

Решениям братчинного суда подчинялись лишь те, кто был с ними согласен, остальные же могли направить дело в другой суд.

Нельзя также не упомянуть о суде выборных псковских или пригородских старост и посадников, в ведении которых находились все гражданские дела (по наймам, займам, поземельной собственности, наследству и так далее). Согласно древним источникам русского права, дошедшим до наших дней, можно говорить о существовании в южной части Древней Руси (Киевских землях) нескольких различных институтов, на которые была возложена обязанность исполнять определенные судебные полномочия. Среди них, в частности, можно выделить:

  1. Церковный суд
  2. Вотчинный суд
  3. Княжеский суд
  4. Общинный суд

Что касается княжеского суда, то о нем мы можем узнать из нескольких статей Русской Правды, например, из статьи 29 («если на княжеский двор придет человек в крови и с синяками…»).